ЛуАЗ-969 – один из самых необычных отечественных автомобилей.
Внедорожники из Луцка – далеко не самые массовые и известные автомобили СССР. Зато ЛуАЗ, отличающийся очень необычной конструкцией, – первый в Союзе внедорожник, который продавали частникам.
На создание гражданского ЛуАЗ‑969 и армейской амфибии ЛуАЗ‑967 и подготовку их производства ушло почти полтора десятилетия.
Зарубежных аналогов у этих машин было совсем немного.. Но тем интереснее понять, как конструкция ЛуАЗа смотрелась на фоне иномарок.
ЛуАЗ‑969 – компактный внедорожник с колесной базой всего 1900 мм. Кузов – несущий. Снаряженная масса – 820 кг, у более поздней версии ЛуАЗ‑969М (на фото) – 920 кг. Автомобиль имел подключаемый задний привод, основной – передний. Выпуск начали в 1967 году. Первые машины из-за производственных проблем делали переднеприводными. Концепция компактного внедорожника возникла еще в 1957 году. В прототип НАМИ‑032 были заложены основные конструктивные принципы, в частности, подключаемый задний привод. Но НАМИ‑032 имел стеклопластиковый кузов с интегрированной стальной рамой. Дизайн ЛуАЗ‑969 складывался постепенно. Но общий принцип был заложен уже в первом прототипе (еще ЗАЗ‑969) 1965 года. Простые прямые панели, откидывающееся вперед стекло, брезентовый верх, но полноценные металлические двери. Серийный ЛуАЗ‑969 по дизайну передка еще проще и технологичней прототипа. Первый массовый автомобиль этого класса – Volkswagen (сначала KDF) 166, который выпускали в 1942–1944 годах. На его конструкцию в большой мере ориентировались все послевоенные инженеры. Машину с колесной базой 2000 мм сделали на основе заднемоторного и заднеприводного KDF 82 – прямого родственника Volkswagen Käfer. В основе полноприводной амфибии снаряженной массой 800 кг, как и базовой машины, – несущее днище с интегрированными в него усилителями. Передний привод работал только на первой («внедорожной») и задней передачах. DKW F91 Munga тоже сделали по принципу «как можно проще и дешевле». Ведь автомобиль, в первую очередь, адресовали военным. У немецкого внедорожника двери брезентовые, легкосъемные. Прямой аналог ЛуАЗа – немецкий DKW F91 Munga выпускали с 1956 года. Автомобиль с базой 2000 мм был значительно тяжелее ЛуАЗа – снаряженная масса DKW составляла 1085 кг, поскольку он имел классическую раму. В основе конструкции – еще предвоенные переднеприводные микролитражки DKW. Munga поначалу тоже имела подключаемый задний привод. Но в 1962 году для упрощения перешли на постоянный полный привод. Полностью независимые торсионные подвески ЛуАЗа концептуально похожи на те, что были у Фольксвагена. Но схема – иная. На DKW стояли поперечные рессоры, на Штейере – пружины. Австрийский заднемоторный Steyr Puch Haflinger производили с 1959 года. Машина на трубчатой раме – самая компактная в классе (база 1500 мм) и самая легкая (635 кг). Основным был задний привод, передний – подключаемый. Интересно, что концептуально и по компоновке Steyr похож на опытный ИМЗ-НАМИ-А50 1955 года. Заднемоторная машина – упрощенный вариант НАМИ‑050 Белка – имела, правда, только задний привод. Производство амфибии ЛуАЗ‑967 начали в 1973 году. Машина с колесной базой 1900 мм и снаряженной массой 920 кг по «начинке» и конструкции идентична ЛуАЗ‑969. Кузов – герметичный цельнометаллической с интегрированной рамой. Двигатели воздушного охлаждения ЛуАЗ наследовал от Запорожца. Мотор V4 – оригинальная разработка НАМИ под влиянием мотора Tatra. На ЛуАЗы ставили моторы объемом 0,9 л (30 л. с.), позднее – 1,2 л, (39 л. с.). На ЛуАЗ‑969 М – 42 л. с. На Фольксвагене – оппозитный четырехцилиндровый мотор объемом 1,1 л, мощностью 25 л. с. Steyr Puch заимствовал двухцилиндровый воздушник FIAT рабочим объемом 0,63 л, мощностью 22–27 л. с. У DKW мотор – с жидкостным охлаждением – трехцилиндровый, 0,9 л, 38 л. с., позднее – 1 л, 44 л. с. Коробка передач ЛуАЗа – пятиступенчатая (7,19/3,8/2,12/1,4/0,96), первая передача – внедорожная. Аналогичная конструкция с первой пониженной передачей была и у машины Steyr (6,83/3,74/1,84/1,12/0,71). Такую же пятиступенчатую коробку еще раньше применили на Volkswagen (5,86/3,80/2,07/1,25/0,9). На DKW трансмиссия классическая: четырехступенчатая коробка (4,82/2,41/1,48/0,92) и раздатка с понижающей передачей 1,68. Steyr Puch Haflinger – простейшая платформа с брезентовым верхом и брезентовыми дверями. Более поздние машины получили стальные двери. Плавающий Volkswagen 166 имел обтекаемый кузов с высокими бортами и брезентовым верхом. Кузов амфибии ЛуАЗ‑967 – так называемого транспортера переднего края (ТПК) – простейшая «ванна» с высокими бортами. Плоды просвещения
Типичная для советского автопрома история: когда появились первые прототипы ЛуАЗа, они представляли собой очень интересную и даже передовую конструкцию. Но компактные внедорожники с минимальным комфортом и слабыми моторами были, по сути, спецмашинами, спрос на которые во всём мире падал.
Конечно, при дефиците полноприводных машин в СССР к луцким автомобилям с их прекрасной проходимостью покупатели еще долго сохраняли интерес. Но сравнивать их с большинством аналогов конца 1970‑х, тем более, 1980‑х годов уже не было смысла.
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!
Подпишитесь на «За рулем» в