Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

с 10 до 37% выросла доля китайских автобрендов в РФ. А что еще можно купить?

Лада, УАЗ и «китайцы» – вот все, кто из легковых автопроизводителей реально продолжает работать на нашем рынке. А резкий рост «серого» ввоза сделал бесполезным подведение итогов 2022 года на базе официальных данных представительств.
Полная версия

В 2021 году продажи новых легковушек и LCV в России выросли на 4,3%. Это казалось невероятным на фоне высоких цен и бешеных дилерских накруток. Мы предполагали, что 2022‑й окажется не менее трудным для рынка. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала небольшой рост – на 3,3%, до 1,72 млн машин. Но кто же знал…

Как считали раньше?

Статистика продаж АЕБ всегда была спорной: в ней приведены не реальные продажи, а отгрузки дилерам. По факту машины из нее еще не нашли конечных владельцев. Поговаривали и о приписках лишнего представительствами – по самым разным причинам. Но более-менее верную картину с иерархией марок и трендами эти данные показывали.

В минувшем году таблицы АЕБ перестали быть актуальными. Все иностранные марки, кроме китайских, прекратили значимые поставки машин. Данные ассоциации теперь могут состоять разве что из отечественных и китайских брендов. И если прежде рынок новых машин почти на 100% состоял из официальных поставок, то теперь растет роль «серого» ввоза частниками и фирмами.

Цифры АЕБ таковы. За 2022 год продажи рухнули на 58,8% – до 687 370 автомобилей. В небольшой плюс смогли выйти только УАЗ, Chery и Exeed. Рыночная доля Лады выросла с 21 до 27,4%, доходя в отдельные месяцы до 40%. Haval (вместе с пикапами Great Wall) стал занимать 5,1% вместо 2,3%, Geely – 3,6% вместо 1,5%, а в лидерах группа Chery с 7,8% вместо 2,5%. В топе марок остались Kia, Hyundai, Renault и Toyota – но это лишь благодаря большим запасам автомобилей, собранных в России и ввезенных до марта. Теперь роли этих брендов стремятся к нулю. Так, в декабре, по данным АЕБ, Toyota реализовала всего 177 машин против 10 369 в декабре 2021 года.

Прогноз АЕБ – умеренно оптимистичный: ждут роста рынка примерно до 770 тысяч машин. Объяснимо, ведь кажется, что ниже уже просто невозможно. Да и производство вроде бы восстанавливается. АВТОВАЗ обещает выдать больше 400 тысяч машин. Плюс «Москвич», Evolute, «Соллерс, «Автотор», ожидаемый приход еще пяти-семи китайских и иранских брендов. Вот только кто покупать будет?

АЕБ планирует включать в отчетность и «серые» поставки. Вдобавок необходимо привлечь в ассоциацию все китайские марки – пока есть и отсутствующие.

Реальные продажи

Агентство «Автостат» анализирует данные постановки транспорта на учет. То есть реальные продажи. Таким способом эксперты насчитали 626,3 тысячи легковушек (–58,7% к 2021 году) и 75,2 тысячи LCV (–47,8%). Итого – 701,5 тысячи машин. Помесячная статистика порождает умеренный оптимизм. За исключением небольшой просадки спроса в октябре, с мая абсолютные цифры стабильно растут. Декабрь стал самым успешным месяцем с начала кризиса.

Модели массового сегмента стали занимать 93% рынка против 90% в 2021 году. Потеря позиций премиумом понятна: поставок не было, цены взлетели до неприличия. Тренд виден и по просадке доли дизельных машин с 7,8 до 6,6%, ведь они были сосредоточены в люксовом сегменте.

В декабре доля российских марок выросла с 21,1 до 37%, китайских – с 9,8 до 37%. Корейские марки просели вдвое, японские – втрое, европейские – вчетверо. «Серые» поставки, по оценке «Автостата», занимают около 12% рынка.

Средневзвешенная цена новой машины достигла 2,33 млн рублей (+17% за год). Этот параметр выведен не по рекомендованным ценам из прайс-листов, а по реальным сделкам. После пика весной цены пошли вниз. Это связано с тем, что дилеры умерили аппетиты в накрутках (например, за Camry 2.5 просили от 8 до 9 млн рублей), а дорогих машин на рынке стало меньше.

Строить прогнозы сейчас глупо: кто знает, что нас ждет? Вдобавок всё упирается в методы подсчета. Если АЕБ их не изменит, данные ассоциации потеряют всякий смысл. Но главное – чтобы было что считать.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

ФотоЮрий Смитюк,ТАСС      

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
01.02.2023
Поделиться: