Спецсоставы для «гранаты»: испытали 11 смазок для ШРУСов
Элита среди смазок
Ресурс современных шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, они же, как говорят в народе, «гранаты») довольно велик. ШРУСы передают большой крутящий момент и испытывают значительные нагрузки, как механические, так и температурные.
Для обеспечения их надежной работы шарниры заполняют смазочным материалом и герметично закрывают резиновым, пластиковым или силиконовым чехлом. Если он герметичен, то срок службы шарнира может быть сопоставим с ресурсом автомобиля. На практике пыльники трескаются сами и рвутся от внешних воздействий. При их замене смазку надо полностью обновлять.
Очевидно, что бездумно примененная смазка легко прикончит ШРУС раньше срока.
Так что дело за небольшим – выбрать подходящую.
Какие бывают смазки?
Для шариковых и триподных шарниров используется разная смазка. Принципиальное отличие в том, что для шарикового ШРУСа в смазочном материале обязательно предусмотрены графит и молибден. Подобные смазки должны выдерживать высокие нагрузки, обладать отличными противозадирными свойствами и стабильностью свойств во времени – в том числе при попадании воды и грязи. Это «элита» среди консистентных смазок, их имеет смысл применять не только в шариковых шарнирах.
А смазка для триподов – более простая, при этом твердые компоненты в ней противопоказаны.
Для испытаний мы приобрели 11 составов для шариковых ШРУСов схожего назначения.
Испытания свариванием
Мы решили сравнить трибологические характеристики смазок согласно ГОСТ 9490–75.
Напоминаем: четырехшариковая машина трения (машинка трения Бурлаге, ЧШМ) – устройство, применяемое для определения характеристик трения и износа образцов с участием проверяемого смазочного материала.
Стандартная ЧШМ представляет собой тест-прибор, состоящий из трех неподвижных стальных шариков, помещенных в чашку, и одного – подвижного – над ними. Верхний шарик вращается относительно остальных с определенной скоростью и нагрузкой до тех пор, пока шарик не приваривается к неподвижным шарикам или не достигается заданный момент трения.
Областью трибологических исследований являются процессы трения, изнашивания и смазки.
В данном случае мы использовали четырехшариковую машину трения ЧМТ‑1, а также микроскоп МПБ‑2. С их помощью определили три параметра:
Нагрузкой сваривания считают наименьшую нагрузку, при которой произошли либо автоматическая остановка машины при достижении указанного момента трения, либо собственно сваривание шариков. Критическая нагрузка гораздо скромнее: согласно стандарту ее определяют по среднему диаметру износа нижних шариков, который должен укладываться в допустимые пределы.
Тест носит сравнительный характер: пятно износа должно быть как можно меньше, а нагрузки, напротив, чем выше, тем лучше.
Участники
Масса 190 г
Сваривания нет
Масса 100 г
Сваривание шариков
Масса 160 г
Сваривание шариков
Масса 100 г
Сваривание шариков
Масса 400 г
Сваривания нет
Масса 80 г
Сваривания нет
Масса 90 г
Сваривания нет
Масса 400 г
Сваривания нет
Масса 200 г
Сваривание шариков
Масса 400 г
Сваривания нет
Масса 150 г
Сваривания нет
Два лидера и два провала
Смазки, у которых диаметр пятна контакта оказался более 1 мм, мы не можем рекомендовать.
Например, у состава Luxe этот параметр составил 1,35 мм – это значит, что ШРУС сотрется втрое быстрее, чем со смазками Газпромнефть или Elf, которые по всем параметрам оказались лучшими.
Результаты испытаний смазок ШРУС
Наименование образца
Характеристики
Dи, мм
Pк, Н
Pс, Н
Carville Racing G5150203
0,70
1098
4381
Elf Multi МoS2
0,50
1744
3920
Газпромнефть
0,55
1470
4635
Liqui Moly LM 47
0,75
784
2764
Luxe ШРУС супер
1,35
696
2067
Unil Opal Molith EP
0,80
980
2764
Oilright ШРУС-4
1,20
735
1842
Ravenol
1,00
735
3283
Schmierfett fur GKN-BruMoly CE ½
0,95
1039
3479
Schmierfett fur MoS2-G 6.2
0,75
980
2764
ВМПАВТО ШРУС
0,70
1039
4635
Результаты теста относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для суждения о качестве одноименной продукции в целом.
Благодарим сотрудников лаборатории «ООО НПО «Талис» за помощь в подготовке материала.
Когда можно расслабиться?
Если вы, волей случая, доездились с рваным пыльником до необходимости замены «гранаты», то вопрос со смазкой не должен вас волновать. Все современные производители ШРУСов комплектуют свои изделия кульком со смазкой. Ее состав и количество, по идее, оптимальны для данного шарнира.
Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!