Быстрое возведение эффективных переправ востребовано и в мирной жизни – при каких-либо чрезвычайных ситуациях. А в военном деле – тем более.
Эволюцию российских понтонных парков военные историки прослеживают со времен Дмитрия Донского – по пути на Куликово поле его войско преодолело Дон по наплавным мостам.
Методы и способы преодоления рек с тех пор непрестанно совершенствуются.
Сегодня наши инженерные войска оснащены внушительным количеством разнообразных технических средств для переправы личного состава и практически любой колесной и тяжелой техники.
Понтонный парк ПП‑2005 М – самое передовое средство для наведения переправ, поступил на службу в 2018 году. Позволяет переправлять войсковую технику всей существующей номенклатуры, в том числе ракетные комплексы и трейлеры с танками.
Комплект парка перевозится на понтонных четырехосных автомобилях КFVАЗ‑63501, оборудованных двухбарабанной лебедкой с увеличенным тяговым усилием. Выходом автомобилей к реке и их разгрузкой руководят командиры подразделений. Вначале спускаются на воду катера, затем разгружаются звенья. Для выгрузки одного звена требуется участок берега 10–12 м, расчет на звено – два понтонера и водитель.
В комплект ПП‑2005 М входят речные и береговые звенья, моторные звенья, буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, выстилки и вспомогательные комплекты, из которых в короткий срок можно собрать мост-ленту или паромную переправу через реки и озера. Это другой способ переправы, более оперативный – с помощью паромно-мостовых машин ПММ‑2 М.
Паром состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции и двух дополнительных понтонов с аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями.
Скорость движения с грузом – до 10,71 км/ч, без груза – до 12,6 км/ч. Грузоподъемность – 42,5 т.
Из нескольких ПММ‑2 М собирают паромы повышенной грузоподъемности: из двух – 85 т, из трех – 127,5 т, в зависимости от поставленной задачи. Переправочные средства подразделяются на две большие группы: переправочно-десантные средства и понтонные парки.
В первую входят мобильные средства передвижения – гусеничные плавающие транспортеры, паромы, десантные лодки. Они обеспечивают, как правило, быструю переброску передовых подразделений. Но также и участвуют в постройке и обслуживании стационарных переправ.
Речное звено понтонного парка ПП‑2005 М выполнено с поворотным обтекателем, расположенным на крайнем понтоне звена, что позволяет собирать мосты и паромы полуторной и двойной ширины с увеличенной грузоподъемностью и повышенной устойчивостью при течении воды. Грузоподъемность моста составляет до 120 тонн при его длине из комплекта парка 268 метров. Применим при скорости течения до 3 м/с и волнении до 3 баллов. Ширина проезжей части составляет почти 14 метров. Время наводки моста – до 1 часа.
Из звеньев, входящих в состав понтонного парка ПП‑2005 М, можно оборудовать автономные паромы грузоподъемностью до 720 тонн. В конце 90‑х годов разработан и прошел государственные испытания переправочно-десантный паром ПДП.
Плавающая складная конструкция из среднего и двух откидных понтонов, перевозимая по суше на гусеничном транспортере. Выгрузка парома на воду осуществляется самоскатыванием. Время готовности парома к переправе – до 6 минут, грузоподъемность – 60 т, максимальная скорость на воде с грузом – 10 км/ч. Важное боевое преимущество – прибрежное мелководье ему не мешает. Обеспечена возможность стыковки ПДП со звеньями наплавных мостов и паромов.
Понтонные парки позволяют возводить наплавные мосты и собирать паромы – в зависимости от того, что требуется для выполнения конкретной боевой задачи.
А эволюция продолжается. Основные направления современных разработок переправочных средств – снижение их массы, увеличение грузоподъемности, автоматизация процессов. Пробуют применять легкие сплавы и композитные материалы.
Средства, стоящие на вооружении инженерных подразделений, позволяют строить переправы свыше километра длиной.
Вся военная техника унифицирована и приспособлена к взаимодействию в разных сочетаниях. Создают ее на десятилетия, и новые компоненты обычно разрабатывают так, чтобы они без доработок сочетались с более старыми версиями. В ситуации, когда что-то вышло из строя, всегда можно собрать боеспособную конструкцию из того смешанного набора, что есть в распоряжении. Плюс высокая ремонтопригодность в полевых условиях. Переправочно-десантные подразделения организуют переправы на плавающих транспортерах ПТС‑2 (на фото) и ПТС‑4. ПТС‑2 изначально разработан с применением узлов танка Т‑64, в дальнейшем модернизировался. Мощность двигателя 710 л. с., грузоподъемность на воде – 12 т. Может перевозить 75 человек личного состава или легкий БТР.
ПТС‑2 оснащен системой защиты расчета от отравляющих и боевых радиоактивных веществ, оборудованием для самоокапывания, радиостанцией, танковым переговорным устройством, прибором ночного видения и пулеметом калибра 7,62.
ПТС‑4 – современная машина, вышла в свет десять лет назад, более тяжелая и мощная (840 л. с.). У нее выше грузоподъемность – 12 т на суше и 18 т на воде.
Меньшая масса упрощает доставку и монтаж, высокая грузоподъемность повышает пропускную способность, автоматизация ускоряет наведение переправы – всё для скорости.
Знаменитую суворовскую формулу победы «Глазомер, быстрота, натиск!» никто не отменял.
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!
Подпишитесь на «За рулем» в