Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Экспертиза домкратов: с какими можно менять колеса, а с какими лучше не рисковать

Тему очередной экспертизы подсказал читатель «За рулем» из Ижевска Александр Костенков. Он приобрел Гранту Кросс и был настолько поражен качеством прилагаемого домкрата, что сразу же его выкинул! Оказалось, правильно сделал.
Полная версия

Причина недовольства очевидна: домкрат с виду – полностью пластмассовый, включая ходовой винт! Смотрится как детская игрушка. Но ведь аналогичными «игрушками» снабжают даже УАЗы – да и вообще судить только по внешнему виду опрометчиво. Надо испытывать!

Первым делом мы приобрели несколько домкратов, аналогичных тому, который так не понравился читателю. Их полное название – «Домкрат винтовой стоечный телескопический», производитель – калужское ООО «Автомаш». Домкраты для Гранты и Весты имеют небольшие отличия, но об этом чуть позже. На этикетках указана грузоподъемность: 1 тонна.

В компанию к ним приобрели домкраты иного принципа действия – ромбические, подкатные, гидравлические и механические «бутылочные». Если штатный вазовский домкрат окажется негоден, чем его заменить?

По одному образцу всех инструментов отправили в лабораторию с прессами и термокамерами. А вазовские пласти­ковые домкраты погоняли и сами, ­ безо всяких стендов.

В лаборатории

Лабораторные испытания провели следующим образом. Для разминки попробовали поддомкратить подвернувшийся под руку Kia Picanto – хоть и маленький автомобиль, а весит тонну.

Затем отправили всех на сутки в морозильник, ведь большинство машин ночует на улице даже при минус 30 ºC, а штатные домкраты при этом мерзнут вместе с ними. После этого опять попробовали поднять и опустить машину каждым домкратом по очереди.

У всех домкратов проверили высоту ­подхвата и подъема.

В продолжение нагрели всех испытуемых до 60 ºC: на солнцепеке такие температуры вполне реальны. Затем опять поупражнялись с Picanto. В конце испытаний оценили силовые возможности домкратов на стенде – результаты в таблице.

На стенде условия нагружения домкрата более щадящие, чем при подъеме реального автомобиля, – нагрузка приложена строго по оси, в то время как на автомобиле домкрат отклоняется по мере подъема от кузова, да и редко когда повезет менять колесо на идеально ровной поверхности.

Впечатления от проверки в лаборатории двоякие. Обнаруженный у штатных вазовских домкратов изгиб штока при попытке поднять легонькую малолитражку – это, конечно, приговор. Но так и хочется найти оправдание: дескать, слишком холодно было в морозилке или слишком жарко в печке… Да и поломки произошли при усилии, превышающем заявленное.

Нагрузка домкратов была проверена на стенде динамометром ДЭП1–1 Д‑50 С‑2.

Конечно, инженер возмутится: ведь у серьезного изделия (в частности – подъемного оборудования) обязан быть приличный запас прочности, не менее 2,5. Но можно ли пластмассовый домкрат считать серьезным изделием?

Проверка в деле

Стенды стендами, а поддомкратить реальный автомобиль с помощью подозрительного инструмента мы были обязаны.

М‑да… Таких коротких испытаний у нас не было давно. Не успел поддомкрачиваемый редакционный Ларгус оторвать колесо от земли, как зрители загудели: гнется! Еще через несколько мгновений все вздрогнули: Ларгус свалился «с небес на землю». При этом пластмассовое изделие, именуемое домкратом для Гранты, развалилось на составляющие. Через пять минут аналогично повел себя домкрат для Весты. Имитировать какие-то сложные условия работы нам даже не пришлось.

Пусть даже домкрат не сломался полностью, а лишь погнул верхний винт, но автомобиль на нем всё равно не удастся опустить. Кривой винт не способен ввернуться в гайку.

Колесо автомобиля еще не успело оторваться от земли, а ведомый винт штатного домкрата Гранты уже начал кланяться…
Кромки зубьев храпового колеса, выполненного из пластмассы, срезаются стальной «собачкой» всего за один подъем автомобиля.

Надо полагать, что для игрушечного домкрата подходят только игрушечные автомобильчики. Осталось только объяснить это владельцам вазовских машин, не успевшим заменить игрушечные домкраты настоящими.

Для тех, кто не верит своим глазам, рядом с домкратом организовали идеальный «прямой угол».

Кто-то скажет, что Ларгус тяжелее Гранты. Ага, килограммов на сто. Но напомним, что даже Kia Picanto хилым домкратам не покорился. К тому же в реальной жизни в той же Гранте при поддомкрачивании, например, вполне мог сидеть крупный пассажир, который по состоянию здоровья не имел возможности выйти наружу. Да и багаж мало кто выгружает на улицу, когда нужно просто заменить колесо.

Нокаут – в первом же «бою»! А мы просто поддомкратили малолитражку… Так называемый домкрат для Гранты развалился на куски, явив миру «усиливающий» 9‑миллиметровый стержень штока из мягкой стали.
Повторяем заклинание – на сей раз с домкратом для Весты. Секунд 10 поддомкраченный автомобиль сохранял неподвижность, как вдруг рухнул в исходное положение. А если бы человек в это время менял колесо?

Главное – где запас прочности изделия? Почему зодчие считают нормальным строить балконы с многократным запасом, хотя понимают, что два десятка человек никогда там не уместятся? Нет сомнений, что прежде чем решиться класть в багажники автомобилей Лада пластиковые поделки, на заводе их как-то испытывали. Значит, что-то не так с этими испытаниями – не похожи они на реальную жизнь…

В общем, всем владельцам автомобилей с пластмассовыми «домкратами» (кавычки наши), мы настоятельно рекомендуем возить вместо них механический бутылочный домкрат. Это – настоящий инструмент, а не муляж.

Винтовые бутылочные домкраты у нас представляли Airline и Autoprofi. К обоим конструкциям замечаний нет: удобные рукояти позволяют использовать домкраты в различных местах под автомобилем. У Airline рукоять регулируется по длине, с ним можно работать из положения «стоя». Оба выдержали нагрузку в 4 т.
Гидравлические бутылочные домкраты АТ43062 и Сервисключ должны храниться только в вертикальном положении. После заморозки АТ43062 работать отказался: загустело масло. Перепускной клапан срабатывает ­соответственно при нагрузке 1,78 т и 2,28 т. Такие мощные и громоздкие домкраты с собой обычно не возят: их место в гаражах и мастерских. В нашем случае подкатной домкрат Stels поднял 1,8 т – затем сработал перепускной клапан. После заморозки масло в нем сильно загустело – пользоваться стало очень тяжело. Что до бутылочного домкрата Red mark, то его испытать в деле не удалось: нам попался бракованный экземпляр.
Штатные домкраты для Гранты и Весты. После заморозки у обоих погнулись штоки при попытке приподнять машину. В эксплуатации такие домкраты неудобны, отсутствует смазка рабочих поверхностей. Крепежные лапки деформируются при подъеме.
Винтовых ромбических домкратов на испытаниях было три: Airline, AVS, Автодело. К домкрату Airline замечаний нет, у AVS после заморозки появился скрежет, сопровождаемый затрудненным вращением рукояти, которая и без того – не подарок. У АVS после климатических тестов при попытке поднять Kia Picanto искривился шток. У всех сломались ручки при нагрузках соответственно 2,2 т, 1,75 т и 2,5 т.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Экспертиза домкратов: с какими можно менять колеса, а с какими лучше не рисковать

Илья Шельменкин, главный инженер ООО «Эрлайн»

 - Наиболее надежными, простыми и легкими в использовании являются металлические домкраты – бутылочные, винтовые. Штатные пластиковые домкраты от Гранты имеют недостаточную жесткость – винты изгибаются при подъеме автомобиля даже на ровной твердой площадке.

Результаты стендовых испытаний домкратов

* Бракованный образец, к испытаниям не допущен.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
05.04.2023
Поделиться: