Ремонт по ОСАГО-2023: все изменения
Российский союз автостраховщиков (РСА) отчитался, что в декабре 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила 91 314 рублей. Это на 23% больше, чем в декабре 2021 года, и на 28% больше, чем было в январе 2022‑го – 71 379 рублей. Тогда как средняя премия (цена полиса) в 2022 году составила 6370 рублей против 5441 рубля в 2021 году – рост 17%.
Починить за 60 дней?
Чаши весов в денежной системе «страхователь-страховщик» определенно перекосились. Поэтому страховщики и представители общественности экстренно отправились на закрытую встречу в Госдуму.
Предметы обсуждений: увеличение сроков ремонта вдвое (с 30 до 60 дней) и разрешение в оговоренных случаях использовать при ремонте бэушные запчасти.
Слишком часто СТО не могут уложиться в срок из-за банального отсутствия запчастей. По 15–20% позиций нет в наличии ни оригиналов, ни аналогов, их надо заказывать и ждать – в частности, дефицитны фары и кузовные детали. Причем и «ладовские» почему-то тоже. А за каждый день просрочки ремонта страховщик обязан платить пеню 0,5% от суммы возмещения. Неудивительно, что многие компании давят на клиентов, чтобы те принимали возмещение в форме денег – и сами потом как-то решали вопрос ремонта.
Еще один из предложенных вариантов – временный мораторий на «обязательность» ОСАГО. То есть, какое-то время автовладельцы смогут покупать полис на добровольной основе.
Это точно временно?
Пока всё рассматривается как «временные меры» – до момента, пока не исчезнет дефицит. Но кто знает, когда он исчезнет? Окончательное решение по делу «о 60 днях», вероятно, вызреет не сразу. Но звоночек мы услышали.
Конечно, 60 дней – вполне приемлемо в случаях, если машина после аварии осталась на ходу. Например, с помятым крылом или дверью. Когда придет запчасть, сам ремонт займет от силы день. Если же менять надо радиатор, рычаг подвески или фару (без фары ездить запрещено), то ситуация намного хуже – владелец рискует на пару месяцев остаться без «колес».
Так что подобная мера, даже временная, – ничего хорошего для автовладельцев.
Чьи запчасти?
Вопрос о том, кому принадлежат детали, замененные новыми в ходе ремонта машины по ОСАГО, обострился прошлым летом. Многие владельцы считали, что это их законное имущество. Верховный суд РФ в ноябре рассудил иначе.
Его постановление гласит: поскольку ремонт производится за счет страховщика, он и вправе распоряжаться замененными комплектующими (деталями, узлами, агрегатами) по своему усмотрению, если иное не установлено соглашением с потерпевшим.
Здесь кроется подсказка: «иное» как-то можно оговорить со страховщиком заранее, не забыв оформить документально. Однако подобная схема не прописана в законах.
Рост стоимости запчастей (по справочникам РСА)
Деталь
Цена, руб.
Прирост цены
19.10.22
19.12.22
Mitsubishi: накладка переднего бампера
17 487
82 447
371%
Nissan: фара правая/левая
49 022
145 956
198%
Mitsubishi: панель задней левой двери
41 212
119 498
190%
ВАЗ: фара левая
3776
10 684
183%
Nissan: усилитель порога кузова
56 138
130 597
133%
ВАЗ: стойка амортизатора
4746
10 074
112%
Renault: нейтрализатор
43 473
82 461
90%
Audi: дверь
156 243
283 922
82%
Audi: облицовка бампера
77 489
135 354
75%