Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Самый невезучий автомобиль СССР: кто его сглазил?

НАМИ‑086 имел отличные инженерные и стилистические задатки, но серийным не стал.
Полная версия
Компактный (длина 3100 мм, колесная база 1900 мм) заднемоторный автомобиль – первый в СССР с поперечно расположенным двигателем. Благодаря этому в моторный отсек уместили и запасное колесо. Машину посадочной формулой 2+2 проектировали для Серпуховского завода и планировали выпускать как с ручным, так и с обычным управлением. К слову, как и Оку, появившуюся через много лет. НАМИ‑086 снаряженной массой всего 590 кг имел максимальную скорость 72 км/ч. Считали, что для суперкомпактной городской машины этого вполне достаточно.
Неким эталоном для всех послевоенных заднемоторных автомобилей был в те годы немецкий Volkswagen Käfer. «Жука» тщательно изучали и в СССР. Но кроме общей концепции – компактный заднемоторный автомобиль – у Спутника и немецкой машины с продольным оппозитным двигателем воздушного охлаждения нет почти ничего общего.
Дизайн НАМИ‑086 разработали Эдуард Молчанов и Валентин Ростков. Машина получилась оригинальной, современной и выглядела, кстати, куда элегантней большинства зарубежных одноклассников – мотоколясок начала 1960–х годов.
Как и во многих автомобилях тех лет, в стилистике Спутника читаются, конечно, американские мотивы. В частности – в заостренных «килях» над задними ­крыльями и круглых фонарях.
Забавно, что стилистически корма НАМИ‑086 немного перекликается, например, с роскошным французским автомобилем Facel Vega. Но это говорит лишь о том, что обе машины не избежали заокеанского влияния.
В 1950‑х годах продольные торсионы ставили на автомобили концерна Chrysler. Но и эта конструкция не имеет отношения к той, что создали для НАМИ‑086.
Коробку передач создали на основе коробки ЗАЗ‑965 (3,73/2,29/1,39/0,897), используя ее картер, блок шестерен и иные детали. Помимо стандартного сцепления, предусматривали автоматическое электромагнитное порошковое. Такое позднее ставили на часть Запорожцев с ручным управлением.
Компактный двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения при рабочем объеме 0,5 л (72×61 мм) развивал 14 л. с. при 4000 об/мин и 30 Н·м при 2500 об/мин.
Мотор НАМИ‑086 являл собой «половинку» опытного еще двигателя ЗАЗ‑966 в варианте объемом 1 л (72×61 мм), развивавшего 34 л. с.
Спутник отличала оригинальная передняя подвеска на продольных торсионах и поперечных рычагах на пластиковых втулках, не требующих смазки. Задняя подвеска на поперечном торсионе концептуально была близка к той, что применяли на Фольксвагене, но по геометрии и деталям – иная.
Не самую распространенную схему с продольными торсионами одной из первых применила еще в 1930‑х годах фирма Citroen на автомобилях серии Traction Avant. Но схема подвески на переднеприводном французском автомобиле совершенно другая.
Специально для НАМИ‑086 сделали оригинальную и даже элегантную панель приборов в стиле более «взрослых» автомобилей.
Двигатель Спутника работал с четырехступенчатой коробкой передач (3,88/2,29/1,39/1,07).
  • История уникального советского внедорожника ЛуАЗ тут.
  • «За рулем» теперь можно смотреть на RuTube

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
05.05.2023
Поделиться: