Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Советские Ferrari: уникальные спорткары 1950-х

Вы знали, что на ЗИЛе выпускали гоночные автомобили?
Полная версия

Начало истории советских гран-туризмо вы найдете тут.

Гонка за гармонией

Дисгармония между спортом и задачей использовать узлы серийных, пусть и перспективных, лимузинов проявилась уже в первом автомобиле ЗИС-112. В той или иной степени сотрудники завода, как могли, искали гармонию между поэзией спорта и прозой жизни всё следующее десятилетие. Ну как строить гоночные автомобили без спортивного азарта? Но ведь строить приходится в основном из того, что есть.

Тем не менее, второй гоночный автомобиль, который условно принято называть ЗИС‑112/2, построенный в 1953 году, сделали уже по иной концепции. Это был первый ЗИЛ с пространственной рамой из труб диаметром 25 мм и стеклопластиковыми панелями кузова.

Двигатель ЗИС‑110 с четырьмя карбюраторами.

Создатели автомобиля мечтали о двигателе сил в 250. Но на машине стоял мотор ЗИС‑110 со степенью сжатия 8,5. С четырьмя карбюраторами он развивал мощность даже ниже, чем экспериментальный двигатель с разнесенными клапанами – всего 169 л. с. при 3760 об/мин вместо 182 л. с. 

Вся остальная «начинка», по сути, повторяла ЗИС‑112. Но автомобиль значительно полегчал – до 1760 кг.

Как и первый, да и все последующие гоночные ЗИЛы, новый ЗИС‑112/2, по сути, был гран-туризмо: двухместный, с дверями и светотехникой. В этом смысле автомобиль стал аналогом дорожных версий Ferrari и Maserati.

Стеклопластиковый ЗИС‑112/2.

Судьба второй машины, вернее, ее кузова, достоверно неизвестна. Вероятно, автомобиль попал в аварию, и уже в 1954 году появился ЗИС‑112/3 с алюминиевым кузовом.

ЗИС‑112/3 с элементами дизайна лимузина ЗИС‑Э111 Москва.

Это – самый чудной и даже забавный из гоночных автомобилей московского завода. Для изготовления крыльев, капота, части пола и крышки багажника использовали болванки экспериментального лимузина ЗИС-Э111 Москва. Поэтому машина выглядела не гоночной, а дорожным кабриолетом в стиле «американцев» тех лет. 

ЗИС‑112/3 и заводские гонщики Майоров и Еремин. Минск, 1957 год.

Спортивных успехов ЗИЛ‑112/3 ­заводским гонщикам не принес.

Парное катание

Первый из пары однотипных автомобилей – ЗИЛ‑112/4 и ЗИЛ‑112/5 в 1958 го-ду выставили даже на ВДНХ. Машины сделали для обкатки узлов и агрегатов перспективного ЗИЛ‑111. От него взяли шасси, подвески – переднюю пружинную, заднюю рессорную.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
25.07.2023
Поделиться: