Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Как заставить аккумулятор служить дольше – секреты экспертов «За рулем»

Живучесть батареи во многом зависит от состояния машины и поведения ее владельца.
Полная версия

Сколько должен служить аккумулятор?

Обычно свинцовая кислотная батарея служит 4–5 лет. Формально это много: согласно ГОСТ Р53165–2020, ее средний срок службы должен быть не менее 24 месяцев – только и всего. А при солидных пробегах – свыше 90 тысяч км или 3000 моточасов – и того меньше.

Конечно, известны и отдельные «долгожители», продолжающие выдавать требуемые амперы аж десять лет, а то и более. Но хорошо известны и страшилки, согласно которым иная батарея не выхаживает и года.

Реально ли продлить батарее жизнь? В небольших пределах – вполне!

Легкая батарея

К сожалению, в продаже повсеместно встречаются подозрительно легкие батареи, уступающие по массе 3–4 кг соседкам по прилавку того же размера со схожими электрическими показателями. Секрет простой: производитель сэкономил на свинце, обманув вас уже на стадии покупки.

Но физику обмануть тяжелее, нежели покупателя. Чем больше суммарная площадь пластин, тем значительнее ток, который может выдать батарея в стартерном режиме разряда, тем выше может быть запас ее энергии. А вот использование АКБ с меньшим количеством пластин, чем у штатной, приводит к возрастанию плотности тока на их поверхности. А это, конечно же, резко снижает их ресурс.

Совет простой: при покупке батареи не ленитесь брать с собой безмен и взвешивать несколько различных АКБ. Подозрительно легкие – в сторону!

Индикатор состояния батареи – знаменитый зеленый «глаз» – это во многом фикция: он показывает плотность электролита в одной банке из шести. Но если и «глаз» померк, ­превратившись в черноту, то вероятность холодного пуска стремительно падает.

Нехорошие излишества 

В повседневности то и дело случаются ситуации, укорачивающие жизнь батареи. Вот лишь некоторые из них.

Курение – вред?

Прикуривание – пуск двигателя от внешней АКБ с помощью пары проводов солидного сечения – само по себе для батареи безвредно, а вот его последствия бывают печальными. Дело в том, что автовладелец, пустивший-таки мотор, тут же забывает о происшествии и начинает ездить в привычном режиме.

Будь это длительная езда по автобану – без проблем! А вот при коротких поездках батарея фактически останется разряженной. Остатков ее заряда хватит, чтобы с помощью внешнего источника разок крутануть стартер, но не более того! Особенно плохо ей будет в условиях городских пробок, тем более на морозе.

При низких температурах окружающей среды АКБ вообще не принимает заряд, а плотность электролита остается низкой – почти вода! Начинается промерзание, сопровождаемое деформацией пластин и корпуса – это путь на свалку. Поэтому, после разового прикуривания, АКБ при первой же возможности необходимо как следует подзарядить, пока еще не поздно. Это обязательно продлит ее ресурс.

Если АКБ не принимает заряд – увы, придется потратиться на новую.

Мнение производителя: недозаряд и перезаряд

Любопытное мнение насчет ресурса высказали специалисты Тюменского аккумуляторного завода. Они полагают, что половина успеха зависит исключительно от состояния автомобиля.

К примеру, если недозаряд приводит к сульфатации пластин, то не менее вреден и перезаряд, приводящий к коррозии свинцовых токоотводов. Поэтому в идеале напряжение зарядки должно быть связано со стилем езды владельца. Для дедушки, раз в неделю выбирающегося за город, желательно иметь на генераторе 14,4 В, а для таксиста или дальнобойщика с их шестизначными годовыми пробегами – 13,8 В.

Многие современные автомобили корректируют напряжение, выдаваемое на АКБ, в зависимости от температуры, времени, прошедшего после пуска мотора и текущего состояния батареи.

Как ни странно, но при наблюдении за редакционным Ларгусом 2012 года выпуска мы отметили, что на нем применена именно такая интеллектуальная система управления напряжением заряда. Летом отмечалось напряжение 13,7 В, а зимой оно обычно превышает 14,0 В.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
05.09.2023
Фото: «За рулем»
Поделиться: