Ретротест Москвича люкс-класса – что в нем необычного?
Суперлюкс по-советски
К началу 1980-х лучшие экспортные годы Москвичей были уже позади. Москвич-2140 успеха за границей тоже не добился. Чтобы выглядеть современно, ему нужен был рестайлинг.
Обновление включало иные массивные пластиковые бамперы (спереди со встроенными подфарниками и указателями поворотов), черные молдинги, другие колесные колпаки и рисунок решетки радиатора.
Для Москвича-2140SL (он же Люкс, Moskvich 1.5SL, а по заводскому обозначению — 2140-117) закупали финскую краску металлик Tikkurila двух колеров: серый («Снежная королева») и медно-коричневый («Страдивари»). Чудо для СССР начала 1980-х!
Все оригинальные детали – зарубежного производства. Руководители советского автопрома разумно подошли к этому вопросу: нашли достойного зарубежного партнера. Югославская фирма Saturnus поставляла в СССР комплектующие в обмен на автомобили.
Политэкономика
Салон люксового Москвича – один из самых современных и красивых среди советских автомобилей начала 1980-х. Он тоже из югославских комплектующих. Но дизайн разработан на АЗЛК под руководством Игоря Зайцева.
С этим связана забавная история. Сначала наняли для разработки филиал американской дизайнерской компании, основанной Раймондом Лоуи — знаменитым некогда стилистом. Уплатили 80 тысяч долларов. Деньги по тем временам невеликие, но для завода — солидные. А для художников АЗЛК – астрономические.
Но зарубежную работу забраковали. Панель получилась слишком дорогой, нетехнологичной. И с точки зрения эргономики далеко не идеальной. Поэтому проект сделали сами. Цвет салона ранних машин планировали под колер кузова: серый — под «Снежную королеву», бежевый – под «Страдивари».
Архитектурой панель приборов напоминает «восьмерочную». Вернее, наоборот. Ведь ВАЗ-2108 появился позже. Обновили комбинацию приборов. На ней есть даже ультрамодные по тем временам электронные часы. И приемник А-271 более продвинутый, чем в стандартном Москвиче-2140.
Москвич-Люкс получил иные коврики, обивки дверей, внутренние ручки, руль. Новые сиденья сделали с велюровой обивкой и модными подголовниками. И впервые на Москвиче появилась плавная регулировка наклона спинки.
Плюс на минус
Двигатель объемом 1,5 л, мощностью 75 л.с., по характеристикам был приличным. А главное – надежным, долговечным и ремонтопригодным. Если на некоторые ранние Москвичи-2140 устанавливали карбюраторы К-126Н, то на все Люксы — более совершенный ДААЗ (сделанный по лицензии итальянской фирмы Weber). В быту такие карбюраторы называли жигулевскими, поскольку впервые они появились именно на Жигулях.
Под начало производства Люкса купили и лицензию Bosch на прерыватель-распределитель зажигания, он же трамблер. В СССР он назывался Р147.
На ходу Москвич-2140SL проявляет знакомые по обычным Москвичам достоинства и недостатки. Удобна передняя посадка, но сзади – тесно. Хорошая динамика сочетается с далеко не лучшим переключением передач. Дистанционное управление коробкой с множеством сочленений — причина длинных ходов рычага. И синхронизаторы у омской коробки не лучшие.
Зато у Москвича хороший баланс между комфортом и управляемостью. Хотя задняя рессорная подвеска без стабилизатора.
Тормоза цепкие и информативные, ведь вакуумный усилитель и передние дисковые тормоза изготовлены (еще для Москвича-2140) по лицензии фирмы Girling.
Зигзаг удачи
В СССР модель 2140SL улучшила пошатнувшуюся уже репутацию Москвичей. Ведь экспорт Люксов был невелик – большинство автомобилей оставались на родине. Многие машины красили не металликами, а обычными красками. С точки зрения ремонтной окраски простые эмали были предпочтительней. Но настоящие ценители Люксов «неметаллические» машины не признавали.
Москвич-2140SL – яркий и интересный эпизод советской автомобильной истории. Талант художников, соединенный со здравым смыслом администраторов, принес очень неплохие плоды.
«За рулем» поддержал сбор средств «Народного фронта»
Собранные средства пойдут на закупку шин Кама для грузовых автомобилей подразделений разведки России, действующей в зоне СВО. Зайдите на сайт проекта «Все для победы» и переведите комфортную для вас сумму.