Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Советский автобус ЗИС-155: что его связывало с троллейбусом ЗИУ

Эксперт «За рулем» выяснил, как на заводе им. Сталина создали автобус для города
Полная версия
ЗИС‑155, выпуск которого начали в 1949 году, имел вагонную компоновку и по советским меркам тех лет относился к классу больших: длина – 8260 мм, база – 4000 мм, колеи – 2076/1740 мм. Автобус имел полную вместимость 52 пассажира. Сидячих мест – 28.
ЗИС‑155 для своего времени выглядел современно и даже нарядно. Помимо городских машин, в небольших количествах собирали междугородные – с иными сиденьями и планировкой.
Дизайн ЗИС‑155 – развитие стилистики первого послевоенного автобуса ЗИС‑154. Только «сто пятьдесят четвертый» был заметно крупнее: длина – 9500 мм, база – 5400 мм, колеи – 2070 мм/1813 мм. По-другому были расположены пассажирские двери. Общая вместимость ЗИС‑154–60 пассажиров, сидячих мест – 34.
Строго говоря, у ЗИС‑155 – несущий кузов: мощное основание, выполняющее роль рамы, и пространственный каркас, обшитый стальным листом.
Конструкция кузова была полностью идентична отработанной уже на ЗИС‑154, а еще раньше – на американских машинах. Максимальная унификация кузова ЗИС‑155 с предыдущим автобусом, а также с аналогичными кузовами трамвая МТВ‑82 и троллейбуса МТБ‑82, позволила создать новую модель максимально быстро.
Троллейбус МТБ‑82, с кузовом, по конструкции и дизайну близким к ЗИС‑155, выпускали в Москве, а потом в Энгельсе на заводе имени Урицкого (ЗИУ) вплоть до 1961 года.
В основе дизайна ЗИС‑154 и ЗИС‑155 лежала стилистика американских автобусов Yellow Coach второй половины 1930‑х годов, которые производила фирма, вошедшая в концерн GM. С таким характерным дизайном американцы делали машины разной длины и назначения. Первый опытный советский автобус с подобной заокеанской стилистикой, НАТИ-А, изготовили еще в 1938 году.
Важное отличие ЗИС‑155 от заднемоторных ЗИС‑154 и американского Yellow Coach – классическая компоновка. Чтобы организовать место водителя, двигатель сместили вправо, а карданный вал шел к заднему мосту под углом.
Пятиступенчатая коробка передач (6,24/3,32/1,9/1,0/0,8) автобуса ЗИС‑155, за исключением привода переключения, была полностью идентична той, что ставили на грузовики ЗИС.
Конструкция пневматических тормозов послевоенных автобусов и грузовиков ЗИС, а также грузовиков ЯАЗ была заимствована у американских больших автобусов второй половины 1930‑х годов. В СССР систему опробовали еще в 1938 году на экспериментальном НАТИ-А.
Бензиновый двигатель ЗИС‑124 – прямой аналог мотора грузовика ЗИС‑150. Рядный нижнеклапанный 6‑цилиндровый двигатель рабочим объемом 5,56 л (101,6×114,3 мм) развивал 95 л. с. при 2800 об/мин и вел родословную от американского агрегата Hercules конца 1920‑х, конструкцию которого СССР получил вместе с грузовиком Autocar, купив американскую лицензию. На ЗИС‑154 и Yellow Coach стояли дизели семейства GMC 71, но на советском автобусе – конечно же, ярославская копия этого мотора.
  • Самые необычные автобусы СССР тут

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
10.10.2023
Поделиться: