Россия vs НАТО – битва бронемобилей
Боевые машины, о которых пойдет речь, по своей сути – грузовики в тяжелых доспехах. Данный вид колесной военной техники появился за рубежом под названием mine resistant ambush protected, или сокращенно MRAP, то есть стойкие к минам, защищенные от засад.
Первоначально грузовики повышенной защищенности служили для транспортировки живой силы и грузов в местности, где велик риск подрыва на мине или обстрела диверсионной группой. Опыт СВО показал, что сейчас их используют и по прямому назначению, и непосредственно на линии боевого соприкосновения, и даже в качестве средств огневой поддержки пехоты.
Современные MRAP оборудованы не только сиденьями для десанта и грузовыми отсеками, но и оснащены разнообразными системами и вооружением. Мы не пионеры в области разработки MRAP и некоторое время были в роли догоняющих. Но путь от опытных образцов к серийной продукции и, главное, от импортных узлов и агрегатов к отечественным уже пройден.
Сегодня наши бронеавтомобили повышенной защищенности армия России использует в зоне СВО. Сравним их с машинами противника, которые государства НАТО поставляют Украине.
Кошка стала собакой
Британский Mastiff PPV (название означает породу собаки – английский дог) принят на вооружение в 2002 году.
Тяжелый MRAP с колесной формулой 6х6 имеет американское происхождение. В США он известен под названием Cougar (кугуар – хищник семейства кошачьих). Поэтому не стоит удивляться, что под капотом бронеавтомобиля из Туманного Альбиона штатовская рядная дизельная «шестерка» Caterpillar объемом 7,3 литра в паре с 5-ступенчатым автоматом Allison 3500SP.
Mastiff оснащен пулеметом, круговой системой наблюдения, включающей инфракрасные и видеокамеры, электроприводом опорно-поворотного устройства для вооружения с защитой стрелка.
Бронирование выполнено по классу 4 натовского стандарта STANAG 4569 (выдерживает попадание бронебойно-зажигательной пули калибра 14,5 мм пулемета КПВТ), минная защита по классу 3 (выдерживает подрыв под колесом и днищем до 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте). Помимо этого оснащается решетчатыми противокумулятивными экранами и тремя алюминиевыми плитами толщиной 28 мм. Это локальное усиление связано с желанием противостоять выстрелам ручных гранатометов.
Но ничто не дается даром – достаточно эффективная защита экипажа и десанта получена за счет увеличения полной массы бронеавтомобиля до 25 тонн. Это привело к снижению подвижности, грузоподъемности и проходимости британского MRAP.
Настоящая Америка
International MaxxPro plus – детище американского производителя грузовиков и автобусов Navistar International. Принят на вооружение в 2008 году.
В основе полноприводного двухосного MRAP M1234 с двускатной ошиновкой лежит шасси WorkStar, а точнее – его армейская модификация серии Navistar 7000. Силовой агрегат: шестицилиндровый рядный турбодизель MaxxForce D9.3 объемом 9,3 литра с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison 3200SP. Подвеска рессорная.
Капотный MRAP оборудован V-образным днищем противоминной защиты, кормовой рампой с гидравлическим приводом для входа/выхода десанта, системами связи и навигации, автоматическим комплексом пожаротушения, сиденьями, гасящими энергию взрыва.
Собранный на болтах бронекорпус разработан израильской компанией Plasan Sasa Ltd и обеспечивает противопульную защиту 4 класса и противоминную 3 класса по стандарту STANAG 4569.
MaxxPro был создан, чтобы заменить плохо противостоящий минам HMMWV, но, в отличие от «хамви», автомобиль потяжелел и стал еще менее проходимым. Особенно на мягких грунтах (читай – на южном черноземе в распутицу). Кроме того, из-за высокого центра масс автомобиль имеет склонность к опрокидыванию.
Ёж по-турецки
MRAP Kirpi 350-16Z (в переводе – ёж) создан турецкой компанией BMC в 2009 году по классическому рецепту бронеавтомобилей повышенной защищенности.
Компоновка – капотная, колесная формула – 4х4 (есть модификации 6х6), подвеска – рессорная, бронированный корпус-монокок с V-образным днищем.
Двигатель – шестицилиндровый лицензионный дизель Cummins ISL9E3 рабочим объемом 8,9 литра. Крутящий момент передается к колесам через автоматическую пятиступенчатую коробку Allison 3000.
У Kirpi есть кормовая рампа для входа/выхода десанта, амбразуры для стрелкового оружия, кондиционер, система пожаротушения, энергопоглощающие сиденья с ремнями безопасности. Уровень защиты: класс 3 от мин (до 8 кг тротила под колесом и днищем), класс 3 от пуль и осколков (бронебойная пуля патрона 7,62х51 мм).
Недостатки, как и у других зарубежных MRAP: посредственная проходимость на мягких грунтах и низкая эффективность в конфликтах высокой интенсивности. Особенно заметно недостатки проявляются при попытках закрыть с помощью бронеавтомобилей повышенной защищенности прорехи в рядах боевых машин пехоты и бронетранспортеров.
Защищен, вооружен, оснащен
Бронеавтомобиль Тайфун К-53949 выпускает предприятие «Ремдизель», входящее в группу КАМАЗ. Отечественный MRAP колесной формулы 4х4 – инициативная разработка, которой меньше десяти лет. Но за это время на базе К-53949 созданы модификации Тайфун-ВДВ, Тайфун-ПВО и санитарный автомобиля Линза. Мало того, Тайфун К подвергли модернизации, цель которой – полностью перейти на отечественные агрегаты. Обновленный К-53949 дебютировал в 2023 году.
Бронированный цельнометаллический корпус обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков по 4 классу. Умение противостоять взрыву мин, гранат и самодельных устройств соответствует 3-му классу по STANAG.
Двигатель: шестицилиндровый рядный дизель модели КАМАЗ-610.10-350 рабочим объемом 6,7 литра.
Коробка передач – 9-ступенчатая механика, раздаточная коробка – КАМАЗ-621 механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом. Подвеска – независимая пружинная.
Тайфун оснащен поглощающими энергию взрыва сиденьями, аппаратурой связи, видеокамерой, лебедкой самовытаскивания, четырьмя дверьми и аппарелью в корме для посадки/высадки десантников.
Габариты и масса MRAP допускают его транспортировку самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолетами Ми-26.
На крыше может быть установлено пулеметное вооружение или дистанционно управляемые модули. В том числе пулеметно-пушечные с противотанковыми ракетами.
От вагонной компоновки к капотной
З-СТС Ахмат колесной формулы 6х6 спроектирован и тут же запущен в производство в 2022 году. Заказчиком выступили силовые подразделения Чеченской Республики.
Рекордные сроки конструирования и освоения выпуска объясняются потребностью в таких машинах. В результате получили эффективный, недорогой, технологически простой MRAP, созданный с учетом боевого опыта СВО.
Кстати, аббревиатура З-СТС расшифровывается как защищенное специальное транспортное средство. Полноприводный бронеавтомобиль капотной компоновки базируется на шасси массового бескапотного грузовика КАМАЗ-5350. Двигатель – серийный: дизельная V-образная «восьмерка» КАМАЗ-740.30-260 рабочим объемом 11 литров.
Разработчики отказались от несущего бронекорпуса и смонтировали защищенный модуль на серийную раму. Для посадки/высадки военнослужащих предусмотрены четыре двери по бортам и распашная дверь в корме.
По уровню защиты от пуль и осколков Ахмат соответствует 3 классу STANAG (бронебойная пуля патрона 7,62х51 мм), минная защита спасает экипаж при подрыве фугаса массой до 6 кг в тротиловом эквиваленте (2 класс стандарта НАТО).
Ахмат комплектуют травмобезопасными сиденьями с ремнями безопасности. На крыше можно монтировать вооружение: пулеметы, гранатометы, дистанционно управляемые модули.
Вывод
Как видим, отечественные MRAP по показателям не уступают зарубежным, а в плане ремонтопригодности однозначно их превосходят. И, конечно, лучше приспособлены для конкретного театра военных действий.
Помимо перечисленных машин в России есть и много других разработок. Например, MRAP АМН-590951 ВПК Урал или пикап повышенной защищенности ЗА-СпН Титан.
Характеристики защищенных автомобилей MRAP
Модель / Страна
З-СТС Ахмат / Россия
Тайфун К-53949 Феникс / Россия
BMC 350-16Z Kirpi / Турция
International MaxxPro plus / США
Mastiff PPV / Велико- британия
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Размеры, мм: длина / ширина / высота
8200 / 2550 / 3100
6730 / 2550 / 2960
7350 / 2640 / 3210
6452 / 2591 / 3048
7690 / 3283 / 3200
Колесная формула
6x6
4x4
4х4
4х4.2
6х6
Число мест
10
10
13
7-9
10
Масса снаряженная, кг
14 630
13 700
18 085
17 645
23 200
Максимальная скорость, км/ч
90
105
105
105
90
Грузоподъемность, кг
2870
2000
1625
3842
1800
Запас хода по шоссе, км:
не менее 1000
не менее 1000
800
755
900
ДВИГАТЕЛЬ
Модель
КАМАЗ - 740.30
КАМАЗ - 610.10
Cummins ISL9E3
International MaxxForce D9.3
Сaterpillar C-7
Мощность, л.с.:
260
350
375
375
330
БРОНИРОВАНИЕ
Противоминное / противопульное по классу STANAG 4569
2 / 3
3 / 4
3 / 3
3 / 4 (6 в местах установки дополнительного комплекта защиты)
3 / 4
МОНТИРУЕМОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Тип / калибр, мм:
Пулеметы 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 30 мм
Пулеметы 7,62 или 12,7 мм или дистанционно-управляемый модуль вооружения
Пулеметы 7,62 или 12,7 мм
Пулеметы 5,56 или 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 40 мм
Пулеметы 5,56 или 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 40 мм
Нужен кредит на покупку авто?
• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.