Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Россия vs НАТО – битва бронемобилей

«За рулем» сравнил российские бронеавтомобили с натовскими из зоны СВО
Полная версия

Боевые машины, о которых пойдет речь, по своей сути – грузовики в тяжелых доспехах. Данный вид колесной военной техники появился за рубежом под названием mine resistant ambush protected, или сокращенно MRAP, то есть стойкие к минам, защищенные от засад.

Первоначально грузовики повышенной защищенности служили для транспортировки живой силы и грузов в местности, где велик риск подрыва на мине или обстрела диверсионной группой. Опыт СВО показал, что сейчас их используют и по прямому назначению, и непосредственно на линии боевого соприкосновения, и даже в качестве средств огневой поддержки пехоты.

Современные MRAP оборудованы не только сиденьями для десанта и грузовыми отсеками, но и оснащены разнообразными системами и вооружением. Мы не пионеры в области разработки MRAP и некоторое время были в роли догоняющих. Но путь от опытных образцов к серийной продукции и, главное, от импортных узлов и агрегатов к отечественным уже пройден.

АМН-590951 ВПК Урал на базе грузового шасси УРАЛ-4320. Вмещает 9 военнослужащих. Вооружение – 12,7 мм пулемет «Корд». Он смонтирован открыто, но оборудован щитками, укрывающими стрелка от пуль и осколков.

Сегодня наши бронеавтомобили повышенной защищенности армия России использует в зоне СВО. Сравним их с машинами противника, которые государства НАТО поставляют Украине.

Кошка стала собакой

Британский Mastiff PPV (название означает породу собаки – английский дог) принят на вооружение в 2002 году.

Британский Mastiff – хорошо защищен. Но со всей дополнительной навеской, это один из самых тяжелых MRAP, что сказывается на подвижности и проходимости.

Тяжелый MRAP с колесной формулой 6х6 имеет американское происхождение. В США он известен под названием Cougar (кугуар – хищник семейства кошачьих). Поэтому не стоит удивляться, что под капотом бронеавтомобиля из Туманного Альбиона штатовская рядная дизельная «шестерка» Caterpillar объемом 7,3 литра в паре с 5-ступенчатым автоматом Allison 3500SP.

Mastiff оснащен пулеметом, круговой системой наблюдения, включающей инфракрасные и видеокамеры, электроприводом опорно-поворотного устройства для вооружения с защитой стрелка.

Бронирование выполнено по классу 4 натовского стандарта STANAG 4569 (выдерживает попадание бронебойно-зажигательной пули калибра 14,5 мм пулемета КПВТ), минная защита по классу 3 (выдерживает подрыв под колесом и днищем до 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте). Помимо этого оснащается решетчатыми противокумулятивными экранами и тремя алюминиевыми плитами толщиной 28 мм. Это локальное усиление связано с желанием противостоять выстрелам ручных гранатометов.

Но ничто не дается даром – достаточно эффективная защита экипажа и десанта получена за счет увеличения полной массы бронеавтомобиля до 25 тонн. Это привело к снижению подвижности, грузоподъемности и проходимости британского MRAP.

Настоящая Америка

International MaxxPro plus – детище американского производителя грузовиков и автобусов Navistar International. Принят на вооружение в 2008 году.

Американский International MaxxPro plus. Самая распространенная рецептура MRAP на базе грузовика: дизельный двигатель, автоматическая коробка передач, рессорная подвеска. У данной версии еще и двускатные задние колеса.

В основе полноприводного двухосного MRAP M1234 с двускатной ошиновкой лежит шасси WorkStar, а точнее – его армейская модификация серии Navistar 7000. Силовой агрегат: шестицилиндровый рядный турбодизель MaxxForce D9.3 объемом 9,3 литра с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison 3200SP. Подвеска рессорная.

Капотный MRAP оборудован V-образным днищем противоминной защиты, кормовой рампой с гидравлическим приводом для входа/выхода десанта, системами связи и навигации, автоматическим комплексом пожаротушения, сиденьями, гасящими энергию взрыва.

Собранный на болтах бронекорпус разработан израильской компанией Plasan Sasa Ltd и обеспечивает противопульную защиту 4 класса и противоминную 3 класса по стандарту STANAG 4569.

MaxxPro был создан, чтобы заменить плохо противостоящий минам HMMWV, но, в отличие от «хамви», автомобиль потяжелел и стал еще менее проходимым. Особенно на мягких грунтах (читай – на южном черноземе в распутицу). Кроме того, из-за высокого центра масс автомобиль имеет склонность к опрокидыванию.

Ёж по-турецки

MRAP Kirpi 350-16Z (в переводе – ёж) создан турецкой компанией BMC в 2009 году по классическому рецепту бронеавтомобилей повышенной защищенности.

Турецкий Kirpi – один из самых высоких бронеавтомобилей повышенной защищенности. На бортах хорошо видны амбразуры для стрельбы из индивидуального оружия десантников.

Компоновка – капотная, колесная формула – 4х4 (есть модификации 6х6), подвеска – рессорная, бронированный корпус-монокок с V-образным днищем.

Двигатель – шестицилиндровый лицензионный дизель Cummins ISL9E3 рабочим объемом 8,9 литра. Крутящий момент передается к колесам через автоматическую пятиступенчатую коробку Allison 3000.

У Kirpi есть кормовая рампа для входа/выхода десанта, амбразуры для стрелкового оружия, кондиционер, система пожаротушения, энергопоглощающие сиденья с ремнями безопасности. Уровень защиты: класс 3 от мин (до 8 кг тротила под колесом и днищем), класс 3 от пуль и осколков (бронебойная пуля патрона 7,62х51 мм).

Недостатки, как и у других зарубежных MRAP: посредственная проходимость на мягких грунтах и низкая эффективность в конфликтах высокой интенсивности. Особенно заметно недостатки проявляются при попытках закрыть с помощью бронеавтомобилей повышенной защищенности прорехи в рядах боевых машин пехоты и бронетранспортеров.

Защищен, вооружен, оснащен

Бронеавтомобиль Тайфун К-53949 выпускает предприятие «Ремдизель», входящее в группу КАМАЗ. Отечественный MRAP колесной формулы 4х4 – инициативная разработка, которой меньше десяти лет. Но за это время на базе К-53949 созданы модификации Тайфун-ВДВ, Тайфун-ПВО и санитарный автомобиля Линза. Мало того, Тайфун К подвергли модернизации, цель которой – полностью перейти на отечественные агрегаты. Обновленный К-53949 дебютировал в 2023 году.

Модернизированный Тайфун К-53949 легко опознать по измененной передней части и топливным бакам, перенесенным с кормы в базу. Вооружение – открыто установленный пулемет Калашникова. Бронирование и минная защита не уступают зарубежным образцам.

Бронированный цельнометаллический корпус обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков по 4 классу. Умение противостоять взрыву мин, гранат и самодельных устройств соответствует 3-му классу по STANAG.

Двигатель: шестицилиндровый рядный дизель модели КАМАЗ-610.10-350 рабочим объемом 6,7 литра.

Коробка передач – 9-ступенчатая механика, раздаточная коробка – КАМАЗ-621 механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом. Подвеска – независимая пружинная.

Тайфун оснащен поглощающими энергию взрыва сиденьями, аппаратурой связи, видеокамерой, лебедкой самовытаскивания, четырьмя дверьми и аппарелью в корме для посадки/высадки десантников.

Габариты и масса MRAP допускают его транспортировку самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолетами Ми-26.

На крыше может быть установлено пулеметное вооружение или дистанционно управляемые модули. В том числе пулеметно-пушечные с противотанковыми ракетами.

От вагонной компоновки к капотной

З-СТС Ахмат колесной формулы 6х6 спроектирован и тут же запущен в производство в 2022 году. Заказчиком выступили силовые подразделения Чеченской Республики.

З-СТС Ахмат. Бронекорпус смонтирован на раму грузового автомобиля КАМАЗ. Компоновка изменена из бескапотной в капотную, что считается предпочтительнее с точки зрения противоминной защиты.

Рекордные сроки конструирования и освоения выпуска объясняются потребностью в таких машинах. В результате получили эффективный, недорогой, технологически простой MRAP, созданный с учетом боевого опыта СВО.

Кстати, аббревиатура З-СТС расшифровывается как защищенное специальное транспортное средство. Полноприводный бронеавтомобиль капотной компоновки базируется на шасси массового бескапотного грузовика КАМАЗ-5350. Двигатель – серийный: дизельная V-образная «восьмерка» КАМАЗ-740.30-260 рабочим объемом 11 литров.

Разработчики отказались от несущего бронекорпуса и смонтировали защищенный модуль на серийную раму. Для посадки/высадки военнослужащих предусмотрены четыре двери по бортам и распашная дверь в корме.

По уровню защиты от пуль и осколков Ахмат соответствует 3 классу STANAG (бронебойная пуля патрона 7,62х51 мм), минная защита спасает экипаж при подрыве фугаса массой до 6 кг в тротиловом эквиваленте (2 класс стандарта НАТО).

Ахмат комплектуют травмобезопасными сиденьями с ремнями безопасности. На крыше можно монтировать вооружение: пулеметы, гранатометы, дистанционно управляемые модули.

Вывод

Как видим, отечественные MRAP по показателям не уступают зарубежным, а в плане ремонтопригодности однозначно их превосходят. И, конечно, лучше приспособлены для конкретного театра военных действий.

Помимо перечисленных машин в России есть и много других разработок. Например, MRAP АМН-590951 ВПК Урал или пикап повышенной защищенности ЗА-СпН Титан.

Пикап повышенной защищенности ЗА-СпН Титан. Создан на базе Тайфуна. В грузовом отсеке можно перевозить боекомплект или установить миномет. Данный экземпляр вооружен модулем с 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулеметом и двумя противотанковыми ракетами «Конкурс».

Характеристики защищенных автомобилей MRAP

Модель / Страна

З-СТС Ахмат / Россия

Тайфун К-53949 Феникс / Россия

BMC 350-16Z Kirpi / Турция

International MaxxPro plus / США

Mastiff PPV / Велико- британия

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм: длина / ширина / высота

8200 / 2550 / 3100

6730 / 2550 / 2960

7350 / 2640 / 3210

6452 / 2591 / 3048

7690 / 3283 / 3200

Колесная формула

6x6

4x4

4х4

4х4.2

6х6

Число мест

10

10

13

7-9

10

Масса снаряженная, кг

14 630

13 700

18 085

17 645

23 200

Максимальная скорость, км/ч

90

105

105

105

90

Грузоподъемность, кг

2870

2000

1625

3842

1800

Запас хода по шоссе, км:

не менее 1000

не менее 1000

800

755

900

ДВИГАТЕЛЬ

Модель

КАМАЗ - 740.30

КАМАЗ - 610.10

Cummins ISL9E3

International MaxxForce D9.3

Сaterpillar C-7

Мощность, л.с.:

260

350

375

375

330

БРОНИРОВАНИЕ

Противоминное / противопульное по классу STANAG 4569

2 / 3

3 / 4

3 / 3

3 / 4 (6 в местах установки дополнительного комплекта защиты)

3 / 4

МОНТИРУЕМОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Тип / калибр, мм:

Пулеметы 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 30 мм

Пулеметы 7,62 или 12,7 мм или дистанционно-управляемый модуль вооружения

Пулеметы 7,62 или 12,7 мм

Пулеметы 5,56 или 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 40 мм

Пулеметы 5,56 или 7,62 или 12,7 мм или гранатомет 40 мм

Нужен кредит на покупку авто?

• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.

ПОДОБРАТЬ ВЫГОДНЫЙ АВТОКРЕДИТ

Подпишитесь на «За рулем» в

Крючков Вадим
08.06.2024
Фото: Крючков Вадим
Поделиться: