Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Каждый сам за себя

КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ

ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ, КОТОРЫМИ МЫ ПОСТОЯННО ПОЛЬЗУЕМСЯ, НЕСОВМЕСТИМЫ МЕЖДУ СОБОЙ. А НЕКОТОРЫЕ - И С ДВИГАТЕЛЯМИ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

В прошлом номере журнал представил предварительные результаты редакционных испытаний двенадцати охлаждающих жидкостей. В этом - итоги основной части проверки: антикоррозионные и смазывающие свойства образцов и их совместимость друг с другом. Последние пункты, несмотря на их очевидную актуальность, даже не регламентируются отечественными стандартами. Во всяком случае, пока. Тем интереснее знакомство с результатами испытаний. К тому же наряду с отечественными продуктами сюда затесались и иностранцы, о смазывающих свойствах которых производители, конечно же, думают.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Проверку охлаждающих жидкостей начинают обычно с температуры замерзания, а точнее - с температуры начала кристаллизации. Вернувшись к уже опубликованным в прошлом номере данным, обнаружим, что большинство "наших" - семь из двенадцати образцов - показали результат чуть ниже (холоднее) требуемых ГОСТом минус 40°С. Иностранцы Техасо и Mobil выдали несколько меньше, но они сделаны не по нашему стандарту, так что показанные минус 38,5 и 39°С соответственно посчитаем вполне приемлемыми.

Порадовал "Шелл" отечественного производства (сделан "по заказу и под контролем...") - у него минус 66°С. Итого набралось десять. Попавших в немилость - двое. "Тосол" от "Гелена Химавто" не дотянул до заветной отметки всего три градуса, показав при этом нормальную плотность - видно, по ней производитель и вел косвенный контроль температуры замерзания. Еще один образец поставил на себе крест сразу - начал замерзать при минус 25°С.

Наметившиеся на первом этапе тенденции позже переросли в закономерности.

ПО ГОСТУ И НЕ ТОЛЬКО

Читатели со стажем знают, что температура начала кристаллизации - существенный показатель, но чаще всего не определяющий "кто есть кто". Вторым (также не самым решающим) посчитаем воздействие на резину (табл. 1). А вот дальше...

Один из самых важных показателей - склонность охлаждающих жидкостей вызывать коррозию конструкционных материалов. Этому - особое внимание. Обобщенная оценка по пятибалльной ("школьной") шкале приведена в табл. 1, куда сведены все результаты в максимально упрощенном виде. Подробнее же о коррозии - в табл. 2.

Самую низкую оценку, как и ожидалось, получил "Тосол" от ООО "Газспецресурс" - тот самый, что при минус 25°С начинает замерзать. Этому поставили "НЕУД". И поделом: в норму не уложились три из шести показателей. По коррозии припоя ПОС-35 агрессивность этого продукта оказалась на 25% выше допустимой; по коррозии чугуна СЧ20 - в 7,5 раза; по коррозии стали 20 - более чем в 20 раз.

Один образец из дюжины получил оценку "удовлетворительно". Продукт вроде бы не плохой, но немного перестарался с воздействием на ту же сталь. Да и другие результаты не самые лучшие.

Почему же все-таки "удовлетворительно"? Журнал не раз писал, что худшие из "тосолов" превышают нормативы по коррозии в десятки раз. Есть тому пример и в этом тесте. Поэтому отклонение от ГОСТа на 10% сочли терпимым.

Остальные наши участники оказались прилежными соискателями: пятеро заслужили "отлично", еще пятеро - "хорошо". И те и другие, нетрудно догадаться, в стандарт укладываются, да еще с запасом (подробности в табл. 2). Поэтому разделение на "четверочников" и "пятерочников" в значительной мере условно. Просто, чтобы как-то отметить старания самых лучших, остальным оценку слегка снизили. В конце концов, "хорошо" и "отлично" и подразумевают такой подход. Но на этом, увы, его величество ГОСТ заканчивается. И начинается... самое интересное.

Современные импортные помпы предъявляют повышенные требования к смазывающим свойствам охлаждающих жидкостей. Если их не выполнить, помпа очень скоро потечет - выйдет из строя уплотнение. Причем касается это не только тех, кто ездит на иномарках. Подобные помпы продают и для вазовских машин.

Как проверить смазывающие свойства? Например, на четырехшариковой машине трения, используя гостированную методику. В стандарте указаны способы определения смазывающих свойств смазочных материалов. Кто же мешает применить этот ГОСТ и к охлаждающим жидкостям? Сказано - сделано. После часа испытаний при тарированной нагрузке получаем диаметр пятна контакта. Чем цифра меньше, тем лучше.

Сенсации не произошло - с уверенным отрывом в лидеры выбился самый маститый (и дорогой) иностранец - Техасо. Два других "ихних" продукта показывают то, что можно считать нормой. И отрадный факт - большинство отечественных ОЖ примерно на том же уровне! Но вот один образец уже на четвертой минуте испытаний вызвал сухое трение. Дальнейшую проверку в таких случаях методика не предусматривает. Результат настолько плох, что сравнить его с другими просто невозможно. Хотя повторим еще раз: смазывающих свойств наш ГОСТ от охлаждающих жидкостей пока не требует. Почему "пока"? Специалисты, проводившие испытания, всерьез задумались над результатами и не исключено, что со временем подобная проверка может стать частью ГОСТа. Читатели "За рулем" тоже могут "задуматься" и сделать выводы уже сегодня.

А теперь переведем дух и возьмемся за совместимость. Проверка методически проста - оценивается смесь охлаждающих жидкостей в соотношении 1:1. Проверяется "каждый с каждым". Причем делается это трижды - при 18°С в течение 72 ч (условия хранения машины в гараже летом); при 90°С в течение 24 ч (работающий двигатель); при 0°С в течение 24 ч (стоянка в гараже осенью-весной).

Из табл. 3 видно, что три режима испытаний выбраны обоснованно. У некоторых смесей несовместимость проявляется только в одном или двух из условий. Тогда ввели понятие частичной несовместимости - для случаев небольшого расслоения или помутнения смеси без появления осадка. При более серьезных последствиях образцы считались несовместимыми.

Так вот: ни одного продукта, полностью или частично совместимого со всеми остальными, не оказалось! И это вопреки мнениям "знатоков", полагающих, что "синие" с "синими" мешать можно. Оказалось - нельзя. Хотя у продуктов полностью или частично иностранного происхождения несовместимость друг с другом встречается реже. И все же правильным будет считать, что охлаждающие жидкости несовместимы друг с другом. А исключение из этого правила искать в последней из наших таблиц.

ДЕШЕВО ИЛИ ХОРОШО?

Стандартизация, бесспорно, великое дело. Но работает она должным образом только в том случае, когда все производители неукоснительно ей следуют. Мало того, требования стандарта должны рассматриваться как минимальный уровень качества, а стремиться надо всегда к большему.

У нас, как правило (это относится не только к ОЖ), пытаются сделать продукт (изделие) с трудом укладывающимся в стандарт, но зато максимально дешевый. Вот и получается порой, что при проверке "шаг вправо - шаг влево" возникают проблемы. А любое небольшое отклонение от технологического процесса сразу приводит к отклонению от требования ГОСТа.

К счастью, по этим принципам, от которых в условиях рынка и конкуренции стоит отказываться, работают не все.

Впрочем, надо пересмотреть некоторые ГОСТы - жизнь-то не стоит на месте.

НАША СПРАВКА

ГОСТ на охлаждающие жидкости не оговаривает, из чего их можно или нельзя делать. В отечественной практике, кроме этиленгликоля и воды, чаще всего используют 5-7 (иногда больше) присадок, выбирая из длинного списка теоретически применимых для этих целей. Разные производители пользуются различными добавками. Именно поэтому при выполнении требований ГОСТа жидкости могут быть несовместимы друг с другом. Некоторые добавки положительно сказываются на смазывающих свойствах, другие - крайне отрицательно.Есть еще один путь ухудшения эксплуатационных свойств охлаждающей жидкости - использование диэтиленгликоля. Этот дешевый компонент хуже - как в отношении коррозии, так и по смазывающим свойствам. И если коррозию можно "задавить" присадками, то заставить такой "Тосол" хорошо смазывать может оказаться куда сложнее.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2001
Поделиться: