День урожая
АКТУАЛЬНО
/КРОСС
ДЕНЬ УРОЖАЯ
ЧЕМПИОН ЕВРОПЫ ПО КРОССУ
И ОБА ПРИЗЕРА -
НАШИ, РОССИЙСКИЕ!
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО / АНДРЕЙ КЛЕЩЕВ
Вот уж сенсация, так сенсация, триумф, так триумф! В прошлом году Илья Резниченко выступал в первенстве Старого Света, по сути, в одиночку. Стал третьим в классе легковых автомобилей с двигателями до 3,5 л, и это было огромным достижением - прежде мы вообще ничего в "кузовах" не выигрывали! При том, что больше десяти лет штурмуем чемпионат, считаемся старожилами и достойными соперниками. А нынче россияне во главе с Айратом Шамиевым оккупировали весь подиум легкового дивизиона.
Последний, 11-й этап сезона прошел в Португалии, на трассе Лусада. Выиграв эту гонку, Резниченко утвердился на итоговом втором месте - шаг вперед по сравнению с прошлым годом. И оказался в турнирной таблице между двумя казанцами - Айратом и Радиком Шаймиевыми! Напомним, что Резниченко - сын директора Дмитровского автополигона НИЦИАМТ, а Шаймиевы - дети президента Татарстана.
Все трое сыновей провели сезон просто блистательно. Всего четыре победы на троих (две - у Радика), но зато какая стабильность результатов! Айрат и Илья получили зачетные очки абсолютно во всех гонках сезона! Как ни бились латыш Алдис Зебергс и чех Ладислав Брожек, так и остались ни с чем. А еще иностранцы отметили удивительную, по их понятиям, слаженность командных действий россиян, хотя "единой команды", как таковой, не было. С одной стороны, вроде бы сражались каждый за себя, иной раз не без жесткой борьбы, а с другой - умело сдерживали соперников, прикрывали друг другу тылы, когда в том была нужда.
Случайным успех не назовешь. Мы, как водится, медленно запрягали, но быстро поехали. Илья Резниченко провел в чемпионате больше пяти сезонов, год от года повышая кондиции, а заодно доводя до совершенства свой "Фольксваген-Гольф". Казанцы же попробовали "Европу" на вкус всего два года назад и сразу взяли годичный тайм-аут для технического перевооружения.
"Мы поняли, атмосферные моторы тут для побед не годятся", - объяснил Айрат Шаймиев. Его нынешнее оружие - титулованный раллийный "Пежо-206", полный привод, сложная система дифференциалов, турбонаддув, 300 "лошадей" в "серийной комплектации". Конечно, машина доработана под кроссовые требования: на коротких извилистых трассах "максималка" в 250 км/ч ни к чему. Переделаны трансмиссия, подвеска, программа управления двигателем. Получилась "пушка", которую первый российский чемпион Европы не до конца "пристрелял" даже к концу сезона. Не будем забегать вперед, но, думается, и в следующем году чехам и прибалтам мало что светит в "кузовном" разделе чемпионата.
Пока у них есть отдушина в виде двух классов багги, но и там отнюдь не все спокойно. Настоящую драму в Лусаде пережил чешский ветеран кроссового дела, 57-летний Ярослав Хошек, знакомый нам со времен Кубка дружбы социалистических стран и не раз выигрывавший титул в дивизионе багги с моторами объемом до 4 л. Он спокойно шел вторым, что, сохрани он эту позицию до финиша, принесло бы на блюдечке очередной чемпионский титул. Чеху не хватило каких-то двух кругов: полыхнул двигатель на его машине. Гонку, а вместе с ней и чемпионат выиграл Фриц Дюйзендстра. Голландец, тоже далеко не юноша, перешел в четырехлитровый из "младшего" класса багги-1600. И вот он первый, кому удалось победить в обеих категориях специально-кроссовых автомобилей.
Если багги-4000 россиянам по традиции малоинтересны, то вершину багги-1600 гонщики из России пытались покорить неоднократно. Ближе всех к удаче (это было в середине 90-х) был москвич Роман Колесников. Тогда, в составе команды "Газпрома" на голландском шасси "Фаст & Спид" с мотором "Опель", он почти завоевал бронзовую награду. "Почти", поскольку уже по окончании сезона судьи под "благовидным предлогом" лишили его нескольких зачетных очков.
После трехлетнего перерыва "Газпром Моторспорт" вновь заявил о себе в полный голос. Не забыв отличиться в чемпионате страны, Колесников отправился "на Европу". На сей раз с молодым напарником Виктором Дмитриевым. У 20-летнего парня, конечно, все еще впереди, но и он блеснул на нескольких этапах. Роман же исправно набирал зачетные очки во всех гонках. А в Португалии, наконец, выдал идеальный "уик-энд на выезде" - доминировал на всех стадиях борьбы и выиграл финал.
Тут-то вспомнились все неудачи, "которых могло не быть", прежде всего досадные поломки на сентябрьских этапах в Чехии и Словакии - в двух шагах от победы. Если бы не это, Колесников мог и чемпионом стать - от первого призера его отделяет всего девять очков, а от второго - пять!
Как бы там ни было, успех налицо - первая официальная награда России в баггийном дивизионе. Теперь Роме предстоит покупать смокинг и ехать в Париж на церемонию награждения призеров всех официальных соревнований ФИА. А компанию ему составит "трио сыновей" - победитель и призеры "кузовной" части чемпионата Европы.
Первый российский чемпион Европы по кроссу - Айрат Шаймиев.
Айрат Шаймиев успешно сладил с "бешеным нравом" "Пежо-206 WRC", переделанным в кроссовый автомобиль.
Законные лавры Колесникова. К бронзовой медали он стремился без малого десять лет.
Соперники дышали в спину, но обогнать Романа Колесникова не смогли.
"Тойота" Радика Шаймиева на фоне искореженной "Лянчи" итальянца Роберто Джиароло.
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПО КРОССУ, ИТОГИ
ДИВИЗИОН 1 (легковые-3500): 1. А. ШАЙМИЕВ (Россия, "Пежо-206 WRC") - 123; 2. И. РЕЗНИЧЕНКО (Россия, "Фольксваген-Гольф") - 121; 3. Р. ШАЙМИЕВ (Россия, "Тойота-Королла") - 106; 4. А. ЗЕБЕРГС (Латвия, "Тойота-Королла") - 101; 5. Л. БРОЖЕК (Чехия, "Форд-Фокус WRC") - 98; 6. Й. ПЕТРИК (Чехия, "Форд-Эскорт") - 90; 7. И. РАХМАТУЛЛИН (Россия, "СЕАТ-Ивиса") - 79; 8. А. ЕРВАНДЯН (Россия, "Фольксваген-Гольф") - 72.
ДИВИЗИОН 3 (багги-4000): 1. Ф. ДЮЙЗЕНДСТРА (Голландия, силовой агрегат - VW) - 137; 2. Я. ХОШЕК (Чехия, "Форд") - 134; 3. П. БАРТОШ (Чехия, "Форд") - 119... 12. Н. ЖАВОРОНКОВ (Россия, VW) - 37. ДИВИЗИОН 3А (багги-1600): 1. Д. ЭНГЕЛЬ (Германия, VW) - 139; 2. П. ТУРЕК (Чехия, "Шкода") - 135; 3. Р. КОЛЕСНИКОВ (Россия, "Опель") - 130... 9. В. ДМИТРИЕВ (Россия, "Опель") - 60.