Восходящее солнце "мицубиси"
АКТУАЛЬНО
эксклюзивное интервью
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ "МИЦУБИСИ"
ШТЕФАН ЯКОБИ
Stefan Jacobi
Родился в 1958 году в Ганновере. Окончил Кёльнский университет по специальности бизнес-управление. С 1985 по 2001 год работал в компании "Фольксваген", где в последние годы занимал должность вице-президента по Азиатско-Тихоокеанскому региону. С 2001 года президент и генеральный директор "Мицубиси мотор Европа".
В этом году компания "Мицубиси моторс" приготовила немало сюрпризов почитателям марки. Одна за другой прошли премьеры "Аутлендера" и нового "Лансера". Впервые российский рынок стал для компании одним из европейских приоритетов. С президентом "Мицубиси мотор Европа" Штефаном Якоби беседует главный редактор "За рулем" Петр Меньших.
- "Мицубиси" по праву можно назвать старейшим производителем автомобилей в Японии: первые машины были выпущены фирмой еще в начале прошлого века...
- Действительно, марка "Мицубиси" - самая известная в Японии. Ведь эту марку несет огромное количество товаров - от электроники до морских судов и оборудования для тяжелой промышленности. Имя "Мицубиси" известно также на рынке страховых услуг, в банковской сфере. Так что выпуск автомобилей - лишь одна из составных частей империи "Мицубиси", которая стояла у истоков индустриального развития Японии еще в XIX веке.
Самолеты и грузовики под этой маркой появились раньше массовых моделей легковых автомобилей. После Второй мировой войны индустриальная группа "Мицубиси" участвовала в возрождении страны. Поэтому компанию с полным основанием можно считать национальной гордостью Японии.
- Почему же тогда, если иметь в виду автомобили, старейшая и опытнейшая компания пропустила вперед "Тойоту", "Ниссан"? Не самые высокие результаты у нее и на европейском рынке. Идет ли речь о кризисе или все-таки о перегруппировке сил?
- Традиции и национальное достояние - не синонимы ведущего положения. "Мицубиси моторс" углубленно решала сложные инженерные задачи, но несколько ослабила внимание к клиентам. Теперь-то ясно, что нам следовало, наоборот, исходить из потребностей клиента.
- Правомерно ли сейчас говорить о том, что в автомобильной сфере у компании начинается подъем?
- Полагаю, да. Проведен целый ряд изменений. Но для успеха еще потребуется время - масштабные перемены не могут быть скорыми. На полное обновление гаммы моделей потребуется пять-шесть лет. Как известно, мы работаем совместно с нашим партнером - компанией "Даймлер-Крайслер". "Мицубиси моторс" сейчас в большей степени нацелена на клиентов, что подтверждается выпуском новых продуктов, таких, как "Лансер". Замечу, что в прошлом году компания вновь стала прибыльной. В Европе процесс реформирования компании начался два года назад, выработана стратегия, которую мы сейчас активно реализуем.
- Известно, что завод "Мицубиси моторс" в Голландии будет также выпускать новый четырехдверный "Смарт". Компания имеет к нему отношение?
- На заводе постепенно сворачивается производство "Каризмы", идет подготовка к выпуску нового автомобиля на общей со "Смартом" платформе, который уже весной займет место в сегменте "В" - и, кстати, уже в 2004 году появится в России. Кроме того, совместно с "Даймлер-Крайслер" мы строим в восточной Германии завод бензиновых двигателей на основе разработок "Мицубиси". Эти моторы будут устанавливаться как на автомобили японской марки, так и на "смарты".
- Сколько же новинок можно ожидать в ближайшее время от "Мицубиси"?
- Много. К сожалению, я не вправе говорить о всех моделях, которые готовятся к производству. Но замечу: когда два года назад я вступал в должность президента европейского отделения, у нас не было новых машин на 2003 год. Теперь они есть. Недавно запущен "Аутлендер", который представляет собой компромисс между автомобилем повышенной проходимости и дорожным. Сейчас начинаем европейские продажи седана "Лансер", и мне приятно отметить, что стартуем с ним в Москве. Этот автомобиль разработан строго с учетом потребностей клиентов. Вслед за седаном начнутся поставки "лансеров" с кузовом универсал.
Во Франкфурте "Мицубиси" покажет модель "Грандис" - семиместный универсал повышенной вместимости. В России она начнет продаваться с будущего года. Также в будущем году, как я уже говорил, на заводе "НедКар" в Голландии стартует производство компактного автомобиля, который придет на смену "Кольту". Всего за три предстоящих года планируем предложить 14 новых моделей. И к 2007 году упрочим свои позиции одного из ведущих производителей.
- Из этих четырнадцати все будут поставляться в Россию или только некоторые? Такая практика существует, например, у "Тойоты"...
- У нас свой подход. Если делать все, как "Тойота", то неминуемо останемся позади нее. Кстати, мы долгое время шли за "Тойотой" - отчасти этим объясняется сложное положение, в котором мы еще недавно находились. Ныне ищем собственный путь. Что касается моделей, возможно, будем ввозить не все, но обязательно те, у которых неплохие перспективы в вашей стране.
Чем больше мы растем на российском рынке (сейчас доля "Мицубиси" - около 10% общих продаж новых импортных автомобилей), тем крепче уверенность в том, что нужно предлагать все больше новых машин. Но процесс должен быть осмысленным для нас, производителей, для потребителей и дилеров. Так, например, предлагая "Лансер" - седан для России, мы учитываем, что в Европе предпочитают универсалы. Поэтому в Англию, например, седаны поставляться не будут.
- Нам очень приятно, что новый "Лансер" стартует в "Москве" - это хороший пример для других компаний...
Я только что вернулся из пробега от Москвы до Владивостока, который был организован нашим журналом на иномарках, собранных в России. Огромная страна нуждается в новых дорогах и хороших автомобилях. Навстречу идут японские машины - белого цвета, вне зависимости от марки. В чем причина такого однообразия?
- Сначала насчет размеров территории применительно к "Мицубиси". В прошлом году мы расширили регион ответственности нашего доброго партнера - компании "Рольф". Теперь она продвигает марку на всей территории России, а не только в европейской части. Уверен, компания справится. Совершенно очевидно, что для успешной торговли нужны не только хорошие машины, но и развитая дилерская сеть.
Что касается белого цвета, в Японии покупатели его любят - понятно, нужно идти навстречу их пожеланиям. На Токийском мотор-шоу, к примеру, вы будете удивлены обилием белых машин - больше 60%.
Но вот что важно: любую машину белого или другого цвета - главное, чтобы несла марку "Мицубиси", - необходимо обслуживать на сервисной станции, где бы она ни находилась, в России или Новой Зеландии.
- У каждого рынка свои предпочтения. Насколько европейское отделение "Мицубиси моторс" влияет на облик машин, предлагаемых в Старом Свете?
- Прежде всего, мы предлагаем японские машины, которые соответствуют единому стилю "Мицубиси". Наши новые продукты отличает вдохновляющий дизайн, который, надеюсь, придется по вкусу потребителю. Дизайну отводится важнейшая роль - привлекать внимание к автомобилю. Соглашусь с вами в целом: японские машины пока еще не столь выразительны, как многие европейские. Сохраняя японское качество, надежность и привлекательную цену, мы как раз пытаемся придать моделям "Мицубиси" больше выразительности, оригинальности. Внешностью дело не ограничивается: главное - удовлетворить запросы европейских клиентов, которые более привередливы, нежели японцы, в том, что касается цветового решения, материалов отделки. В Европе ездят на большие расстояния, в Японии - на короткие, как правило, в городе. В Европе предпочитают дизельные двигатели, в Японии - исключительно бензиновые.
- Почему бы на Дальнем Востоке не построить завод "Мицубиси" и потихоньку начать сборку? Япония близко, расходы, полагаю, будут не столь значительны. А имидж у марки хороший, "Рольф" многое сделал для этого.
- Сейчас у компании нет планов развертывания сборки автомобилей в России. Тем не менее мы очень внимательно следим за развитием ситуации в стране и приятно удивлены своим успехом в России. Обстановка для создания производства довольно благоприятная, но, повторюсь, мы пока не рассматриваем такой возможности.
- Компания "Мицубиси" традиционно сильна в производстве вседорожных автомобилей: первый выпущен ею еще в тридцатые годы. По моему мнению, такой автомобиль совершенно бесполезен в городе. Но, удивительное дело, спрос на них постоянно растет. Что привлекательного может предложить "Мицубиси" в этой категории?
- Знаете, раньше я разделял ваше мнение. А теперь сам езжу по городу на "Паджеро". И моя жена тоже. Супруга ценит "Паджеро" за более высокую посадку, улучшающую обзор. Такая машина дарит ощущение большей защищенности. Кроме того, автомобиль очень вместительный. Наконец, есть приверженцы "внедорожного стиля", которым нравится ездить на полноприводных машинах по дорогам общего пользования.
- Работает ли компания над созданием более совершенных двигателей, возможно, использующих альтернативные источники энергии?
- Для клиентов оптимизированные бензиновые и дизельные двигатели пока более привлекательны с точки зрения цены и обслуживания, нежели силовые установки на альтернативных источниках энергии.
- Позвольте личный вопрос: как проходит ваш рабочий день?
- По-разному. Часто бываю в командировках в Соединенных Штатах, Японии. Много приходится ездить на автомобилях "Мицубиси" и моделях конкурентов. По крайней мере раз в месяц мы проводим сравнительные тесты.
- Почаще приезжайте и в Россию.
В беседе принимали участие Валерий Тараканов ("Рольф-Холдинг") и Владимир Соловьев ("За рулем").