Железная выдержка
ЛОПНУЛ ТРОСИК
Не каждому дано умение спокойно и доброжелательно слушать других. Самый молодой член жюри, читая некоторые письма наших конкурсантов, горячился: "Ничего себе решение! Лопнул тросик - вызываем эвакуатор или техничку!". Еле успокоили его - негоже, мол, чураться каждого, чьи взгляды на технику не совпадают с нашими. Одному невмоготу без ощущения гаечного ключа в руке, а к "Клинскому" абсолютно равнодушен. Другого, наоборот, тошнит от мысли о гайках - только пиво и спасает. Но оба типажа необходимы "для равновесия" в нашем обществе - только в кошмарном сне можно увидеть планету, сплошь населенную автослесарями!
Ясно, что написавшие об эвакуаторах или техничках руководствуются самыми добрыми соображениями. Согласимся: если не знаешь, как устранить неисправность, то ехать дальше наобум (авось хуже не будет) не стоит: может сломаться. Да так, что потом заплатишь за ремонт вдесятеро больше.
Когда и для чего вызывать эвакуатор, каждый решает сам - были бы деньги (зачастую немалые) да время (иной раз спасателей придется ждать долго). Последнее, может, и неплохо: бывает, человека, далекого от техники, в трудной ситуации вдруг осеняет - и он, найдя решение, не только уезжает сам, но, что гораздо важнее, растет в собственных глазах.
А вот одна читательница в подобных случаях предпочитает буксироваться на веревке, - я, мол, без проблем найду подходящий тягач! Хорошо быть дамой - молодой и привлекательной... А от терпящего бедствие мужика многие шарахаются.
Еще пришло вполне здравое предложение (скорее, совет неопытным автолюбителям): сломавшись в незнакомой местности, не стесняйтесь обращаться к местным жителям. Чем меньше, кстати, городок, поселок, тем больше аборигены знают о соседях. Глядишь, найдете провинциального Кулибина, подрабатывающего ремонтом, а его квалификация нередко оказывается выше, чем у столичных профи.
Некоторые предложили ехать, не переключая передач. Примерно так: пока мотор не работает, включаем первую. Затем заводим... Небольшой рывок - и машина пойдет. Если ехать недалеко, это решение приемлемо. Но всякий раз при остановках машины - например, у светофоров - процедуру силового пуска придется повторять.
Один из соискателей премии напомнил: есть ведь приемы переключения передач без выжима сцепления. Увы, "деды", способные это делать, не ломая коробку, почти перевелись. Фокус прост лишь на первый взгляд (не зря же придумано сцепление!): только-то и нужно, разогнавшись, резко сбросить газ и, когда валы коробки разгрузятся, выключить первую передачу, а потом угадать обороты двигателя, при которых легко войдет вторая. На деле без скрежета трудно обойтись, а он не что иное, как знак быстрого износа! Трудно ли обзавестись такими навыками? Не угробишь ли коробку, пока будешь их отрабатывать? Напоминая об этом, один из опытных читателей обозвал таких водителей скорпионами (недаром сам - из Средней Азии): таким лень следить за исправностью машины, даже собственной!
Подводим итог. Если нет возможности заменить лопнувший тросик новым, нужно придумать хоть какой-нибудь его эрзац, чтобы восстановить управление сцеплением. Читатели предложили немало решений. Многие, зная о том, что чаще всего трос обрывается вблизи заделки в наконечник, считают, что его можно укоротить (соответственно уменьшить и длину оболочки - боудена) и вновь приспособить к делу.
Другой вариант - боуден не укорачивать. Тогда придется чем-то нарастить трос, но как? Ведь место соединения троса, скажем, с куском проволоки в отверстие боудена не войдет. Такой стык, скорее всего, получится грубым: почти все умельцы предлагают заделать концы оборванного троса гайками, смяв их ударами молотка. (Вот если молотка под рукой нет, тогда совсем худо. Но у опытного автолюбителя в машине должны быть необходимые по жизни инструменты, а не те полтора ключа, что кладет в багажник автозавод!)
Варианты предлагают разные. Например, состыковав (см. выше) концы оборванного троса возле переднего наконечника (для чего придется свинтить до минимума регулировочную гайку, а контрящую временно убрать), задний наконечник троса можно соединить с рычагом педали сцепления куском проволоки. А потом отрегулировать привод и убедиться в его работоспособности. Если все сделать на совесть - будет действовать исправно.
Главный недостаток многих решений - сложность выполнения. Что, если нет при себе ни молотка, ни тех самых гаек? А если поиск проволоки в канаве за обочиной затянется? А если найдешь, но слишком толстую? Кстати, заменитель тросика все-таки должен быть достаточно гибким. Ведь штатный трос, соединяющий рычаг педали сцепления с вилкой выключения, проложен не по прямой. Будь возможна здесь просто жесткая тяга, неужто инженеры этого бы не сообразили! Толстой проволоке трудно гнуться, неизбежно большое трение в боудене: едва ли такой дубовый привод будет работать.
Кое-кто это учел. Отсюда несколько однотипных предложений, как приспособить трос ручника для решения нашей задачи. Самое радикальное - перебросить одну его ветвь так, чтобы выжимать сцепление... поднимая рычаг ручника! Вынуждены напомнить, что переделки тормозной системы недопустимы - они (без споров и обсуждения!) запрещены Правилами.
Нашлись энтузиасты, предложившие снять трос стеклоподъемника и воспользоваться им. На наш взгляд, дело трудоемкое, механизм - со своими капризами. Стоит ли без необходимости в него вмешиваться?
Но очень многие попали в десятку, сообразив, как действовал в описанной ситуации автор задачи. Нашли простое, легко выполнимое решение. На карбюраторной "Самаре" есть тросик, а по существу - проволочная тяга управления подсосом. В дороге без нее вполне можно обойтись, не нарушая никаких правил. Приспособить вместо троса эту гибкую проволоку, сделав на концах петли, нетрудно, благо, на "Самаре" доступ к рычагу педали сцепления прост - это вам не "десятка".
Кстати, кое-кто позаботился и о ее владельцах: подсоса на VAZ 2110, даже карбюраторном, нет, но капот открывается как обычно, гибкой проволочной тягой. Конечно, прежде чем воспользоваться ею, к рычагу привода замка нужно привязать кусок веревки, провода и т. п. и вывести наружу, иначе капот, захлопнув, не откроешь.
...Кого же выбрать? Все участники конкурса нам одинаково симпатичны. Пришлось-таки вновь приз разыгрывать. Премия досталась москвичу Александру Баранцеву, который, кстати, не только подал идею воспользоваться приводом подсоса, но и строго расписал технологию.
ЗАДАЧА ДЕСЯТАЯ
ВМЕСТО "ТОРМОЗУХИ"
Гаврила Афанасьич, без преувеличения, состарился за рулем - забыл даже, с какого начинал. То ли "Москвича" древнего, то ли "Победы" антикварной. Зато опыта - выше головы, а он, известное дело, бесценен! Вот и ситуация, в которой опыт пригодился. А заодно - умение соображать не только "на троих".
Ехал Афанасьич на старенькой "восьмерке", мурлыча песенку, да и увидел впереди колдобину. Притормозил. Тут педалька до пола и провалилась. Тряхнуло в колдобине, а дальше обошлось без препятствий. От ручника, конечно, проку мало, но машина в конце концов остановилась. Хозяин вылез, принюхался: тормозуха! Глянул под машину - из лопнувшего шланга вытекали последние капли жидкости.
Запасной шланг у Афанасьича давно уже катался в багажнике, а вот мысль о жидкости заставила огорчиться: когда-то отдал ее соседу по гаражу - да и забыл. Шланг заменить не проблема, а что в привод залить?
До ближайшего автомагазина еще ехать и ехать. Остановил одного-другого водителя - ни у кого нет... А поблизости сельская лавчонка: хлеб, макароны, спички, сигареты, какая-то парфюмерия, гвозди, керосин, скобы, пилы... Тут и осенило! Гаврила быстро заменил шланг, заполнил систему, прокачал - и тормоза, вопреки опасениям, нормально заработали!
А что вы предприняли бы в подобном случае?
Ответ с пометкой "Конкурс" отправьте до 10 ноября 2003 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Указывайте полные паспортные данные, ваш ИНН и номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.