Автомобиль и армия
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ НИКОЛАЕВ
Родился в 1949 году в Москве. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР. Служил в Сухопутных войсках командиром взвода, роты. В 1976-м окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. Занимал должности командира батальона, командира полка в Южной группе войск в Венгрии, затем начальника штаба и командира дивизии. В 1988-м окончил Военную академию Генштаба, служил первым заместителем командующего армией, затем - командующим армии. С 1992 года - первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба, затем - первый заместитель начальника Генштаба. С 1993-го - Главнокомандующий пограничными войсками РФ, в 1994- 1997 гг. - директор Федеральной пограничной службы. С 1998 года. - депутат Государственной Думы.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ:
"МЕРСЕДЕСЫ" - НЕ ДЛЯ АРМИИ!
Об армии и пограничной службе, об автомобилях и промышленности с главным редактором "За рулем" Петром Меньших беседует председатель комитета Государственной Думы РФ по обороне Андрей Иванович НИКОЛАЕВ.
- Андрей Иванович! Насколько автомобильные подразделения армии отвечают современным требованиям?
- Есть такое выражение: по Сеньке и шапка. Наши автомобильные войска соответствуют вооруженным силам. Эти подразделения - не худшая часть армии, но, конечно, далеко и не самая современная. Есть образцы, вполне соответствующие мировым стандартам. Скажем, на ралли "Париж-Дакар" КамАЗы выглядят неплохо. КамАЗ стоит и на вооружении, и это вполне приличная машина. А многоосные тягачи под ракетные установки, под зенитные комплексы? Белорусские автомобили - прекрасные! За границей еще должны поучиться делать такие. Я могу сказать доброе слово и об "уралах". Нам есть чем гордиться. Но сегодня в войсках уникальные образцы, которым другие страны могут позавидовать, соседствуют с машинами, полностью изжившими себя.
- Как в связи с этим вы оцениваете научно-технический, производственный потенциал наших НИИ и заводов?
- Главная проблема автомобилестроения - двигатели. Нет легкого дизеля, а гамма бензиновых моторов слишком узка. Высокий вес, малая удельная мощность, крайне низкий ресурс... Вторая проблема - электроника. Она пока не столь важна для военного автомобилестроения. На первом месте ремонтопригодность, необходимость учитывать низкий уровень обслуживающего персонала. Но надо смотреть в будущее. Можно иметь прекрасную ракету, но если шасси под нее не будет...
Надо вкладывать деньги в отрасли, где Россия продолжает доминировать или идет на мировом уровне. Эти направления будут локомотивом, который потянет все остальное.
- А как вы относитесь к сотрудничеству с иностранными компаниями? Мне кажется, они сами не придут и не сделают за нас нашу работу. Первый шаг - за нами. Тем более, если речь идет о военной технике, ведь это - государственная задача.
- Что касается легковых автомобилей, на мой взгляд, мы уже не догоним Запад или Восток никогда. Вот космические ракеты пока еще можем выпускать. Это было настолько приоритетным в СССР, что мы до сих пор сохраняем потенциал. Если сегодня не можем делать современные автомобили, нужно купить лицензии. Так когда-то поступали и в Советском Союзе: купили "Автокар" и "Форд", приобрели конструкции танков. Мы должны входить в мировую систему производства, выпуская автомобили у себя, налаживая изготовление комплектующих. Нельзя заниматься лишь сборкой. Кадры, конечно, должны быть российскими, но на каком-то этапе можно привлечь наемников. Петр I ведь привозил иностранцев.
Автомобилестроение - визитная карточка государства. Чтобы быть сильной страной, нужно бороться, пусть и кооперируясь с другими странами. Не надо этого стесняться.
- Многие государственные структуры, в том числе силовые, используют иномарки...
- Армия не может себе этого позволить. В войсках должна быть российская техника, для которой массово выпускают запчасти. Это относится и к колоннам войскового типа, формируемым в особый период, то есть во время мобилизации.
- Кстати, ведь автомобили юридических лиц до сих пор ставят на учет в военкоматах...
- Да, причем фирма, купившая, например, " Ауди А6", должна поставить машину на учет.
Чепуха! Это откровенный обман государства и самих себя. Автомобили, для которых на армейских складах есть запчасти, наверное, надо приписывать. Но ставить на учет "Мерседес" - профанация!
- А как быть с физическими лицами, владельцами вседорожников? Эти машины ведь тоже нужно ставить на учет.
- Я думаю, мы это законодательно отрегулируем.
-Интересует ли армию продукция СП: " Шевроле Нива", "КИА-Спортидж", "Хаммер", который планируют делать в Калининграде?
- Если Главное автобронетанковое управление проведет испытания и, скажем, " Шевроле Нива" подойдет армии, ее возьмут на оснащение. Никакой проблемы в том, что часть капитала у иностранцев, нет, главное - производитель наш.
- Вопрос, подсказанный читателями: навигационные системы в автомобилях. Их продвижение тормозит Министерство обороны, с иномарок устройства приходится демонтировать. Не устарели ли нормы секретности?
- Даже отечественную систему ГЛОНАСС Министерство обороны до предела засекретило. Конечно, это надо менять! Убежден: системы GPS должны выйти на рынок.
- Вернемся к армейским будням. Я видел в Ханкале, как 19-летние пацаны ремонтировали танки в кустарных условиях: на полу в грязи запчасти, рядом автомат... Но эти танки шли в бой и возвращались! Армия сегодня держится на умельцах Левшах или все же создана профессиональная система обучения, подготовки?
- Период, когда говорили, что русский мужик все выдержит, мы проехали. Нужен профессионализм. Но я против наемничества. Считаю, что в основе армии должны быть высокий образовательный уровень и осмысленное отношение общества к защите Отечества. Что касается автомата, валяющегося вместе с деталями танка, это - вопрос организации. Помните Булгакова? Преображенский в "Собачьем сердце" говорил: "Разруха не в подъездах, а в головах".
- Наемник и контрактник, по-вашему, разные понятия?
- Да! Офицер, проходящий службу по контракту, - не наемник. Контракт - особые условия профессионального выбора. Нельзя командовать людьми только за кусок хлеба. Это - осознанное служение государству. Мотивы контрактников - солдат и сержантов - сегодня понять трудно. Я не хочу обидеть всех, но часто люди приходят, только чтобы как-то одеться-обуться, поесть и раз в неделю помыться. Я думаю, это не та мотивация.
- Сейчас есть тенденция сворачивать военные кафедры в вузах...
- Логика такая: армия сокращается, офицеров запаса требуется меньше. Полагаю, это ошибка.
- Андрей Иванович, вы ведь руководили погранслужбой. Проблема, волнующая многих: длинные очереди на границах.
- На наших границах десяток организаций, а должен быть один человек. Возникают вопросы, связанные с таможней, отъезжайте на стоянку - к таможеннику, то же - с миграционными проблемами. Бороться надо с нарушителями, а не с нормальными людьми. Я за максимальную либерализацию границы с одновременным повышением эффективности ее охраны.
- Расскажите, пожалуйста, свою автомобильную биографию.
- Я обожаю машины! Отношусь к ним, как к произведению искусства, как к живому существу. Начинал, естественно, с военных машин. С удовольствием водил все, что ползало по земле и даже плавало и летало. Собственная "копейка" появилась, когда стал начальником штаба дивизии. Потом была "семерка". "Копейка" с позиций того времени - одна из лучших машин. А на "семерке" был прекрасный "трешечный" двигатель. Потом купил "девятку" - отвратительную по причине электроники - коммутатора, катушки зажигания... Сейчас у меня машины нет. А у жены " Шкода Октавия" - прекрасный автомобиль!
- Напоследок немного необычный вопрос: не кажется ли вам, что машины в чем-то уже умнее людей? Может быть, ритм истории изменят машины?
– У машины никогда не будет интеллекта, мы ей передаем свои знания. Но главное: в отличие от машин, мы не только думаем, но и чувствуем...
АВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
УАЗ-2966. Грузоподъемность - 1 т. Мощность двигателя - 68 кВт/92 л. с. Максимальная скорость - 120 км/ч.
ГАЗ-3308. Грузоподъемность - 2 т. Двигатели: бензиновые или дизельные мощностью от 86 кВт/116 л. с. до 110 кВт/150 л. с.
КАМАЗ-4326. Грузоподъемность - 5,0 т. Мощность дизеля V8 - 176 кВт/240 л. с. Максимальная скорость - 100 км/ч.
"УРАЛ-4320". Грузоподъемность - 6,0 т. Мощность дизеля V8 - 176 кВт/240 л. с. Максимальная скорость - 82 км/ч.
МЗКТ-79221. Грузоподъемность - 80 т. Дизель V12 мощностью 588 кВт/800 л. с. Скорость - до 70 км/ч.