Претенденты на шашечки
Рыночные отношения покончили с "диктатурой" "Волги" в такси. Старые парки обзаводились "жигулями" и "москвичами", а новые игроки выпустили на линии иномарки. Легальные же и нелегальные частники вообще используют что придется.
Какой же из тех автомобилей, что пробует себя на роль таксомотора, достоин у нас нести на борту заветные шашечки? Мы пригласили на автополигон четырех претендентов: "Волгу" - традиционное "советское" такси, " Ситроен Берлинго" таганрогской сборки, представляющий (во всяком случае, в Москве) "новое русское" такси, " Форд Скорпио" - весьма характерный для частного извоза (могут быть его аналоги) и, наконец, пробующую свои силы на новом поприще "Оку" VAZ 11113.
ВОЙДЕМ, ВЫЙДЕМ, ПОСИДИМ...
Такси подано, можно садиться. Заметим: только в России в свободном автомобиле стремятся занять переднее сиденье. Мы оценим все-таки задние пассажирские места. "Берлинго" здесь вне конкуренции: широкий и высокий дверной проем в сочетании с низким порогом - то, что надо для "извоза". Сзади трое средней комплекции чувствуют себя вполне комфортно - не упираются коленями в спинки передних сидений, высокий потолок не грозит повредить даме парадную прическу.
Широкие, но более низкие проемы "Волги" и "Форда" при посадке потребуют, как мы знаем, изящного наклона, зато размеры сиденья дают пассажирам куда большее "жизненное пространство". С "Окой" дело хуже. Для пожилого, рослого (не говоря уже о тучном) человека посадка в "Оку" будет нелегкой. Размеры дверного проема здесь достаточны, но как пробраться к заднему сиденью? Правда, двое пассажиров средних габаритов при невысоких водителе и переднем пассажире не испытают особых неудобств в непродолжительной поездке.
По размерам и, главное, удобству багажного отделения лидер тот же. Здоровенный багажник "Ситроена" с малой погрузочной высотой (расстояние от земли до пола багажника) недвусмысленно напоминает: этот автомобиль был задуман как грузопассажирский. Маленькая "Ока" при откинутой спинке заднего сиденья может составить конкуренцию большому хэтчбеку - "Форду" и даже "Волге", чья неприкаянная запаска отнимает много места. Может, таксомотору достаточно "докатки" или вовсе ремкомплекта для бескамерных колес и хорошего электрокомпрессора? Впрочем, погрузка и укладка багажа - обязанность водителя и плата за эту услугу уже идет при включении таксометра.
ЗАГРУЗИЛИСЬ? ПОЕХАЛИ
Современный, по-своему изящный и легкий на ходу "Берлинго" сноровисто движется в городской толчее. Скромный 1,4-литровый мотор в совокупности с "короткими" передачами обеспечивает "французу" достаточную резвость. Бензин "95-й", зато аппетит умеренный. Главное, чтобы водитель не "заводился". Так и пассажирам комфортней, и топливо экономишь. В машине относительно тихо, подвеска уверенно справляется с неровностями дороги. Гидроусилитель руля и скромные внешние габариты позволяют без труда пробираться в тесные дворы и втискиваться на парковку. Единственное - машина заметно теряет резвость при полной загрузке: издержки маленького мотора.
"Волга" и старенький "Форд" с большим литражом передвигаются более степенно. Весовая категория и габариты солидней - чего суетиться, не "шестерки" ведь и не "девятки". Кстати, в такси преимущественно используют "волги" с мотором ЗМЗ-4021 под "76-й" бензин.
В ремонте и обслуживании газовская машина более трудоемка, чем иномарка. Однако при бережном отношении (таксисты старой закалки знают это) автомобиль может прожить пять-шесть лет, намотав 300-350 тыс. км.
Традиционные источники шума в салоне "Волги" - коробка передач и выпускная система. В этом плане почтенный 14-летний "Скорпио", иногда устало поскрипывающий кузовными панелями, пожалуй, даст нашей фору. Зато в исправной "Волге" с умелым водителем можно и задремать, настолько невозмутима она к дорожным ухабам.
"Ока" - противоположность всем остальным. Комфорта минимум, зато компактная и шустрая. В соответствии с бортовой рекламой и впрямь "эконом-класс".
Таково вкратце впечатление "от лица пассажиров". А что скажет начальник транспортного цеха?
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
На сегодня альтернативы GAZ 3110, пожалуй, нет. Да, у нее масса недостатков, но выгоды, которые дает "баржа" в роли такси, перевешивают. Скажем, вазовская "классика", быстрее окупается и менее затратна в эксплуатации, но привлекательность "Волги" для клиентов существенно выше... "Ока", протянувшая на линии более года, пока редкость. Недорогие иномарки в такси тоже недавно. Приживутся или нет - покажет время.
Таксисты-частники, как уже говорилось, используют разные автомобили. Нам достался " Форд Скорпио" - большая, удобная машина. Вот бы такие, да новые - в таксопарки вместо "волг". Только не по карману это ни перевозчику, ни пассажиру.
Не забыли мы поговорить и с водителями. Коротко мнение таксиста-профессионала можно сформулировать так: работа на иномарке, пусть даже отечественной сборки, куда приятней. Однако любой автомобиль надо беречь и любить - он кормилец. Ведь лучший автомобиль тот, который привозит деньги. И хозяину, и водителю.
Редакция благодарит 2-й таксомоторный парк г. Москвы за помощь в подготовке материала.
Такси на полигоне. Исследуем "по науке" размеры пассажирских мест и багажников.
СЧЕТЧИК ИСТОРИИ
1. Считается, что это первое такси в мире: моторные извозчики на "Даймлер-Таксаметр" выехали на улицы немецкого города Бад-Каннштадт в 1895 году. Двигатель развивал 4 л. с.
2. Самые массовые таксомоторы Парижа перед Первой мировой - "Рено-AG" с двухцилиндровыми двигателями - красили в яркий красный или зеленый цвет. Осенью 1914-го мобилизованные машины перевезли на передовую к берегу Марны 6500 солдат, отстоявших столицу. "Рено" получили прозвище "Марнское такси" и стали национальными героями Франции.
3. Первый серийный дизельный легковой автомобиль, дебютировавший в 1936-м, - "Мерседес-Бенц 260D" пользовался спросом в основном у таксистов. Мотор объемом 2,5 л развивал 45 л. с.
4. "Остин-Метрополитен" 1958 года оснащали 56-сильным дизелем. С небольшими изменениями и более современным двигателем так называемые "лондонские такси" выпускают до сих пор. Характерная особенность - рядом с водителем площадка для багажа.
5. "Это заднемоторное такси является, вероятно, самым современным в мире", - писал в 1967-м британский журнал "Мотор" о "вагончике" ВНИИТЭ, созданном под руководством Ю. А. Долматовского. Автомобиль даже выходил на линию, но серийным так и не стал.