Парад гибридов
ТОКИО-2003
Будущее автомобилизации - в Японии. В этом уверены не только жители нашего Дальнего Востока, но и многие другие жители планеты. Побывав в Токио, трудно отделаться от мысли, что все чудеса современной техники сосредоточены здесь. Владельцы мобильных телефонов смотрят футбол на дисплеях, поезда метро ходят без машинистов, киберсобаки в магазине играют с пластмассовой косточкой.... Жизнь бьет ключом. А автомобили? Они медленно ползут по забитым улицам, просачиваются в узкие переулки или, вырвавшись из города, размеренно движутся по платным магистралям. Поглядев на японскую специфику движения, трудно даже представить, что здесь создают машины, которые приспособлены к гораздо более суровым условиям.
Токийское мотор-шоу в тридцать седьмой раз демонстрирует журналистам и посетителям все богатство современных технологий и дизайна. А потому - основное внимание концептам. Благо, на стендах японских компаний их немало.
Начнем с "Тойоты" - крупнейшего производителя автомобилей Страны восходящего солнца. Симпатичный, довольно внушительных габаритов "Файн-N" (Fine-N) - типичный представитель многочисленного ныне отряда автомобилей на водородных топливных элементах. Превосходная аэродинамика, сверхтонкие батареи топливных элементов, легкие литий-ионные аккумуляторы, мотор-колеса, управление по проводам и новые идеи в области систем стабилизации. В автомобиле, где торможением, замедлением и поворотом каждого колеса можно управлять индивидуально, - раздолье для фантазии инженеров и программистов.
Однако самый оригинальный экспонат здесь - "Тойота PM". Дословно - "персональная мобильность". Одноместное транспортное средство. Нет, даже не транспортное средство - это средство коммуникации. РМ - одноместная "капсула", способная варьировать высоту и колесную базу в зависимости от скорости, разворачиваться на месте для парковки и... менять цвет в зависимости от пожеланий водителя. "Единомышленников" можно будет определить визуально. А еще РМ могут двигаться друг за другом на "автопилоте" и собираться в "кружок" на стоянке, когда их владельцы обсуждают что-то в режиме конференции. Кто еще против общения за рулем? Ваше время закончилось. Вопросы безопасности доверят электронике, а автомобили сами, без участия водителей будут прокладывать маршруты и выстраиваться так, чтобы с максимальной эффективностью достичь цели. Фантастика? Стоит подождать до близкого уже 2005 года, когда "Тойота" представит обновленную версию этого концепта на "Экспо-2005". А идея хороша - вот только смогут ли многочисленные производители договориться о единых стандартах?
Устали от необычного? Хочется классики? Пожалуйста - "Краун Концепт" (Crown Concept). Классический, большой японский автомобиль ближайшего будущего. Возможно, через пару лет, к 50-летию модели такой станет "Тойота-Краун". Внутри ничего оригинального - просто современная начинка, от шестиступенчатого "автомата" и шестицилиндрового двигателя с непосредственным впрыском топлива до системы безопасности, которая при неизбежности столкновения заранее активирует натяжители ремней, и прибора ночного видения.
Представьте, марка "Лексус" в Японии пока неизвестна. В Америке и Европе она уже давно заняла почетное место, в то время как на исторической родине "лексусы" продаются под именем "Тойота". Два концепта LF-S (седан будущего) и LF-X (кроссовер будущего) не слишком интересны с технической точки зрения, но дают понять, как будут выглядеть автомобили престижной марки в ближайшее время. Да, в 2005 году "Лексус" дебютирует и на японском рынке, так что многие элементы концептуальных машин мы вскоре увидим на серийных.
Немало любопытного на соседнем стенде "Дайхатсу". Смешной, упрощенный до предела полноприводный багги напоминает живой "скелет" автомобиля. А вот сверхэкономичный UFE-II построен вокруг идеи максимальной аэродинамической эффективности и минимального веса. Итого Сх=0,19 и 570 кг для гибридного четырехместного автомобиля с 60-сильным бензиновым мотором и автоматической трансмиссией. Заявленный расход бензина 1,67 л/100 км (где вы, "трехлитровые" европейцы?).
На стенде "Ниссана" наиболее любопытный экспонат "обозначен" EFFIS. Компактный городской автомобиль будущего отличает удобный трансформируемый салон: он способен вместить четверых или стать рабочим кабинетом для одного. Машина приводится в движение силовым агрегатом на топливных элементах, под полом плоские литий-ионные аккумуляторы. Суперкомпактные электромоторы с двойным ротором позволяют отказаться от дифференциалов и обеспечить привод на все колеса.
А вот "Ниссан-Джику" (Jekoo) интересен в первую очередь дизайнеру. В автомобиле, стилизованном под "Датсун-родстер" 1935 года, воплощено немало идей из японского прикладного искусства. Все, от рисунка деревянного (!) пола до материалов обивок и формы рукояток и переключателей, как интерьер дорогого ресторана, буквально проникнуто духом эпохи Эдо, начавшейся 400 лет назад. Даже оригинальный многослойный дисплей на водительской и пассажирской стороне выглядит как сочетание современной и старинной Японии.
Концептуальный мини-вэн "Сиренити" (Serenity) тоже нелегко спутать с нынешними машинами. В нем необычна и внешность со ступенчатой поясной линией, и оформление задка, и интерьер, также выдержанный в умеренных японских традициях в сочетании с такими высокотехнологичными элементами, как горизонтальный панорамный дисплей, многофункциональный манипулятор вместо руля или индивидуальная для каждого пассажира акустическая система. Неудивительно, что на его фоне еще один консервативный концепт "Си-ноут" (C-note) - просторный и стильно отделанный хэтчбек представляется просто новой "Алмерой". Что же на самом деле означает "нота "До" (так переводится его название), узнаем в самом ближайшем будущем.
Хотите красивого и необычного? Посмотрите на "Хонду IMAS". Гибридный спортивный автомобиль с Сх=0,2 и весом 700 кг обещает незаурядную динамику при среднем расходе менее 2,5 л/100 км. Еще экзотичнее - пожалуйста. "Хонда-Кивами" чем-то напоминает творения Бертоне 70-х годов. Только теперь под стеклянным колпаком большой, низкой и плоской машины - батареи топливных элементов, электродвигатели и сверхъемкий конденсатор вместо аккумуляторов. Все колеса - ведущие, интерьер выполнен в японских традициях.
Помните спортивную "Хонду NSX" - она выпускается без малого 15 лет, но язык не повернется назвать ее устаревшей. Концепт HSC выглядит достойным преемником первого автомобиля с несущим алюминиевым кузовом: широкий, распластанный, с превосходной аэродинамикой и среднемоторной компоновкой, он должен превзойти NSX по всем характеристикам и при этом быть доступным водителю без специальной подготовки.
Что-нибудь более "полезное"? Новый мини-вэн " Хонда Одиссей" реализует очередную разумную идею. В противоположность классическим представителям этого класса это довольно низкий (1,55 м) автомобиль внушительной длины (4,765 м). Результат - пониженный уровень центра масс и соответствующее улучшение управляемости и ходовых качеств.
"Мицубиси" развивает тему своего концепта "i", впервые показанного во Франкфурте, в новом варианте "Мицубиси SE-RO". Автомобиль выполнен по заднемоторной схеме с приводом на задние колеса. Название означает аббревиатуру от SEcret ROom - потайное место, где дети могут отдохнуть от внимания взрослых. По замыслу создателей, "Мицубиси SE-RO" должен стать именно таким местом, где можно избежать постоянного стресса и ненадолго впасть в детство. Двигатель - бензиновый 0,66 л с турбонаддувом.
"Мерседес-Бенц F500 Mind" - пятиметровый универсал с трехметровой базой оснащен гибридной силовой установкой с экономичным дизельным двигателем. Технические новинки - задние двери, распахивающиеся на обе стороны по желанию пассажира, система ночного видения и управляемая голосом информационная система с множеством дисплеев.
Останется ли в будущем место для вседорожников? "Джип" утверждает - да. "Джип-Трео" - как раз такой пример.
Трехместный компактный автомобиль на топливных элементах с полным приводом. Разумеется, в нем использованы не только фирменные стилистические решения, но и все технические преимущества концепции, в частности, передвижное (слева или справа) место водителя и управление по проводам. По замыслу конструкторов, именно такие автомобили в будущем смогут одинаково уверенно чувствовать себя и в городе, и на лесных дорогах. О мощных бензиновых моторах нам предлагают забыть ради экологической чистоты. Впрочем, это только концепт, и фанатичным поклонникам марки пока рано тревожиться.
"Мазда" представила водородный автомобиль на базе спортивного купе RX8. Но модных топливных элементов в нем нет - водород служит топливом для роторного двигателя, хотя в отсутствие самого легкого газа он может работать и на бензине. Концептуальный мини-вэн "Мазда-Вашу'" (Washu) отличается сверхнизким коэффициентом лобового сопротивления и оригинальным устройством дверей, открывающих новые возможности трансформации салона. Силовой агрегат обыкновенный: 3,5-литровая "шестерка" и шестиступенчатый "автомат".
Родстер ближайшего будущего с непривычным нашему уху названием "Мазда-Ибуки" (Ibuki), по существу, - развитие идеи знаменитой "Миаты" (в Европе - МХ-5). Скупые линии, смелый стиль и... гибридная силовая установка. Но здесь электромотор, интегрированный в узел сцепления, служит не столько дополнительным "форсажом" при разгоне, сколько демпфером при переключении, а еще - и умным маховиком, помогающим снизить вибрации бензинового мотора. А пока до его серийного производства еще далеко, интерес поклонников "Миаты" будет подогревать ограниченная серия машин с турбонаддувом, параметры которой пока не объявлены.
Еще один пример смелого стиля - компактный хэтчбек "Мазда-Кусаби". В нем наиболее оригинальна задняя дверь из двух частей, которая может открываться на любую сторону. Силовой агрегат - 1,3-литровый бензиновый мотор с приводным компрессором сочетает уверенную тягу "снизу" и отменую экономичность.
Но все же самые забавные экспонаты расположились на стендах "Субару" и "Сузуки". Пара мини-автомобилей "Субару R1e" и R2 различается не только количеством дверей. Первый - типично городской электромобиль, второй - прототип нового микроавтомобиля "Субару" на ближайшее будущее с 0,66-литровым четырехцилиндровым (!) мотором и вариатором, при желании (водителя) изображающим семиступенчатую коробку передач.
Однако наиболее заметно черты нового стиля "Субару", заботливо формируемого главным дизайнером фирмы Андреасом Запатинасом, выражены в спортивном родстере "Субару-B9 Скрэмблер" (Scrambler). Трансмиссия этой машины сочетает "симметричную" полноприводную трансмиссию "Субару" и гибридную силовую установку. Электронный комплекс помощи водителю будет анализировать дорожное движение с помощью миниатюрных телекамер и радара, измеряющего дистанцию, а также предостерегать от рискованных маневров.
В концепциях машин будущего от "Сузуки" доминирует экспериментаторское начало. Так, S-Ride хотя и напоминает "Дайхатсу T-Bone", но водитель и пассажир здесь посажены "тандемом" и акцент сделан на схожесть с мотоциклом, а не с багги. Что получится, если оснастить видавший виды "Сузуки-Самурай" гибридной установкой, модным кузовом, изготовленным из алюминия и вторичных материалов, шинами из натурального каучука? "Сузуки-Лендбриз" - компактный и экологичный вседорожник. В качестве высокотехнологичной приправы выступает трехмерный дисплей навигационной системы.
У следующего экспоната не сразу определишь, где зад, где перед. "Сузуки-Мобил Террас", в дословном переводе "мобильная терраса", представляет собой просто веселенькую дачную веранду на водородной платформе "Дженерал моторс Хай-Вайр" (Hy-Wire). Стенки и крыша раздвигаются, из недр пола извлекают столик и - добро пожаловать на чаепитие в прекрасном уединенном уголке природы. Это транспортное средство меньше других похоже на автомобиль, здесь даже рабочее место водителя напоминает пульт машиниста футуристического электропоезда. Как говорится, приехали...
ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК
При всем многообразии экспонаты Токийского салона объединяют не только гибридные силовые установки (польза от которых в японских условиях движения налицо) или топливные элементы, судьба которых в большей степени зависит от динамики цен на нефть. Главное, что за вычурными фантазиями дизайнеров потихоньку исчезает сам виновник торжества - автомобиль в привычном понимании. Тот, который породил безумное количество проблем, дав взамен одно лишь преимущество - свободу передвижения. Немного похоже на эпитафию, не правда ли?
"Тойота Файн-N"
"Тойота-Краун Концепт"
"Тойота РМ"
"Ниссан EFFIS"
Ниссан-Джику"
"Дайхатсу Т-Bone"
"Дайхатсу UFE-II"
"Ниссан-Сиренити"
"Ниссан C-note"
"Хонда IMAS"
"Хонда HSC"
"Хонда-Кивами"
"Мицубиси SE-RO"
"Мерседес-Бенц F500 Mind"
"Джип-Tpeo"
"Мазда-Вашу'"
"Мазда-Кусаби"
"Мазда-RX8 Hydrogen RE"
"Мазда-Ибуки"
"Субару R1e"
"Субару R2"
"Субару-Скрэмблер"
"Сузуки S-Ride"
"Сузуки-Лендбриз"
"Сузуки-Мобил Террас"