Сказ о "лишнем" автомобиле
ИЗБАВИЛИСЬ ОТ СТАРЬЯ
Часть их мирно догнивает на свалках, огородах и обочинах дорог, другие куда-то исчезли, а какие-то еще продолжают колесить по дорогам. Они уже многократно поменяли хозяев по доверенностям, и их реальные владельцы даже думать о них забыли.
МАШИНЫ, КОТОРЫХ ДАВНО УЖЕ НЕТ
Исходя из общего числа "мертвых душ", можно предположить, что практически каждый четвертый наш автовладелец является еще собственником "лишнего" для себя и статистики автомобиля и, конечно, не прочь теперь от такой "почетной обязанности" избавиться. Но вот как это сделать законным путем?
Поначалу три реальные истории.
История первая. Белый " Фольксваген Пассат" пять лет назад пересек границу нашей Родины. Был он молод (всего семь лет!), и его двухлитровый мотор резво тянул сверкающий краской кузов навстречу новому хозяину. Последний нашелся быстро. У ближайшего нотариуса была оформлена доверенность - и автомобиль обрел нового владельца. Вскоре, как назло, случился дефолт, и "железного друга" отдали другому хозяину за бесценок, а в качестве документа на право собственности появилась "доверенность на доверенность". Но и у следующего владельца "Пассат", по слухам, прожил недолго - был отдан личному водителю в качестве аванса за работу, а право собственности подкрепили рукописной доверенностью. От имени перегонщика, естественно. Дальнейшая судьба "Фольксвагена" неизвестна.
История вторая. Небесно-голубая "четверка" родилась в Тольятти в те времена, когда за одну только мысль о возможности распада нерушимого СССР можно было угодить в места не столь отдаленные. Она успела поработать на фермера в Бельгии, на милиционера в Латвии, а в середине 90-х снова оказалась на исторической родине. Здесь сменила нескольких владельцев, два комплекта "железа" и столько же двигателей и окончательно исчезла из поля зрения первой (и единственно законной!) своей хозяйки Марии года четыре назад. Поиски ни к чему не привели. Человек, которому она когда-то продала "четверку" по доверенности, считает, что небесно-голубая давно должна была сгнить где-то в Подмосковье...
История третья. По характеру работы Виктору был нужен развозной автомобиль, и хозяева фирмы на его имя купили кремовый "каблучок" Izh 2715. Три года он исправно служил хозяину и фирме, а когда Виктор надумал увольняться, владельцы попросили хотя бы несколько месяцев не снимать автомобиль с учета ("Нет времени сейчас на оформление, понимаешь..."), а выдать рукописные доверенности некоторым работникам компании. Через месяц-другой, мол, позвоним и заплатим за переоформление машины. Об обещании хозяев Виктор вспомнил только через год, пытался их найти, но оказалось, что и фирмы такой давно уже нет, и владельцы ее сменили страну проживания.
Таковы истории, рассказанные, между прочим, сотрудниками нашей редакции (мы опросили далеко не всех!). Они во многом типичны, как типичны для хозяев таких машин проблемы, возникшие с уплатой нового транспортного налога. Ведь теперь, как все знают, эта почетная обязанность возвращается к законным владельцам: налоговые органы всем им пришлют уведомления и - вперед, в Сбербанк! Никого не интересует, кто ныне крутит баранку автомобиля: вы - владелец, с вас и спрос! Причем немалый - по закону города Москвы Игорю предстоит уплатить за "Пассат" 1950 руб., Марии за VAZ 21043 и Виктору за Izh 2715 - по 375 руб. И так каждый год, пока автомобили не будут сняты с учета. Все трое отправились в разные районы города, желая избавиться от обременительной собственности. Посмотрим, как это им удалось.
МОТОТРЭР - так красиво и загадочно называется теперь в Москве не менее загадочный ранее ОТОР. В вольном переложении на русский, это одно из подразделений ГАИ, где вершат все регистрационные действия: ставят на учет автомобили, выдают водительские удостоверения и делают, наверное, другие полезные вещи. Вначале мы направились в МОТОТРЭР Юго-Западного округа, где продолжал числиться белый "Пассат" Игоря.
- Нигде в мире нет такого понятия, как "продажа по доверенности", это - наше собственное изобретение, - взялся разъяснить ситуацию начальник МОТОТРЭР ЮЗАО Сергей Кожин. - Продажа - это сделка с отчуждением прав собственника. Если же хозяин отдал кому-то автомобиль по доверенности, значит, этому человеку он доверяет или доверял, его можно всегда найти, чтобы решить вопрос собственности. Поймите, в Гражданском кодексе нет такого понятия, как "продажа по доверенности", а ответственность за собственность (автомобиль в данном случае) несет ее формальный хозяин.
Да разве мы с этим спорим? Мы о другом: так сложилось, что колесят по России многие тысячи автомобилей, когда-то переданных по доверенности (извините, так уж работали органы ГАИ, что простое 30-минутное дело - снять с учета машину - могло затянуться на дни!). Как теперь быть с этим? С тем же белым "Фольксвагеном"?
- Опять же по закону. Если вы не смогли найти нынешнего хозяина вашей машины, можете обратиться в органы внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела, - разъясняет подполковник Кожин. - В заявлении надо указать, что такому-то была выдана доверенность на такой-то срок, который уже истек, а этого человека вы разыскать не можете. Квалифицировать его действия можно как мошенничество. После возбуждения уголовного дела данные автомобиля помещают в базу розыска, и если его обнаружат, машину должны вернуть владельцу. Кстати, пока идет розыск, владелец освобождается от уплаты налогов...
А когда вам вернут автомобиль и документы - добро пожаловать к нам. Если вы - собственник и ваша машина пришла в полную негодность, можете сдать ее в утиль, продать какие-то еще годные агрегаты. Представлять для этого автомобиль в ГАИ не надо. Приносите документы, регистрационные знаки, сдаете их вместе с заявлением о снятии с учета для утилизации. Взамен ПТС выдается свидетельство о выбраковке автомобиля или документы на агрегаты (если они нужны). Это - самый правильный и законный вариант.
Нас этот совершенно правильный вариант не устраивал. Мы представили, сколько это потребует времени и нервов. Может, есть все-таки другой, не менее законный, но более простой способ избавиться от "лишнего" автомобиля?
- Есть и другой путь, - неохотно согласился начальник межрайонного отдела. - Формально - законный, на деле же весьма скользкий, и я бы его не рекомендовал. Можно по заявлению собственника снять автомобиль с учета для утилизации и без представления документов, ведь у нас в ГАИ есть копии. Достаточно указать, что документы и регистрационные номера утеряны. Многие автовладельцы пытаются утилизировать свои машины таким образом, чтобы налогов не платить. Но они вводят в заблуждение органы ГИБДД, когда уверяют, что потеряли документы... Отказать мы не вправе, но честно предупреждаем: нынешний владелец может попасть в неприятную ситуацию, когда вдруг на посту ГАИ выяснит, что ездит на давно несуществующем, утилизированном автомобиле. Что он тогда сделает? Правильно, пойдет к формальному владельцу выяснять отношения...
Извините, я слышал о случаях (правда, в других округах, не у нас), когда дело доходило до мордобоя между реальным и фактическим собственниками. К тому же если автомобиль еще "бегает" по дорогам, то потом документы придется восстанавливать, а это - долгий, мучительный процесс. Так что я бы не советовал выбраковывать автомобиль, не переговорив с последним владельцем. У нас правовое государство и не стоит жить "по понятиям".
Мы решили все-таки рискнуть: Игорь обратился в этот самый МОТОТРЭР с заявлением о снятии автомобиля " Фольксваген Пассат" с учета для последующей утилизации, указав, что все документы и регистрационные знаки утеряны. Заявление по установленной форме паспортистка "настучала" на компьютере за 5 минут. Еще десять ушло на проверку автомобиля по разным базам данных, и вот в руках невзрачная бумажка для налоговой инспекции, подтверждающая выбраковку машины. Никаких денег за эту операцию не взяли.
Кстати, так же быстро и вежливо работники Центрального и Западного межрайонных отделов сняли с учета для утилизации и две другие машины - VAZ 21043 и Izh 2715.
КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ НАЛОГ?
А собственно, к чему мы вообще затеяли этот сыр-бор? Ведь никто из трех участников нашего эксперимента не получал уведомлений из налоговых инспекций с требованием уплатить этот самый транспортный налог... Год назад мы писали (ЗР, 2003, № 2), что старая схема сбора налога (когда в ГИБДД при ежегодном техосмотре требовали предъявить квитанцию о его уплате), конечно, не идеальна, но она работает. И немного сомневались, будет ли хороша новая. К сожалению, журнал оказался провидцем.
В Московском территориальном отделении Министерства по налогам и сборам нам сообщили, что должны были разослать уведомления до 1 июля 2003 года, но пока... ни одного не отправили - не готова учетная база, есть проблемы с органами ГИБДД... По закону автомобилисты должны заплатить налог до 20 января 2004 года, и налоговики клянутся-божатся, что успеют всем до этого срока извещения разослать.
В других регионах страны ситуация в общем примерно такая же - где-то чуть лучше, где-то хуже.
- Решение о передаче контроля за уплатой водителями транспортного налога от ГАИ к Министерству по налогам и сборам было ошибочным, - уверен член Совета Федерации Владимир Федоров, бывший руководитель ГИБДД России. - Я неоднократно выступал в Совете Федерации и говорил, что это ведомство не справляется с возложенными на него обязанностями. За полгода было собрано только 4% транспортного налога. Деньги эти дорожникам были нужны еще весной, в крайнем случае в начале лета. Но их нет и сейчас.
По самым "оптимистическим" прогнозам специалистов Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР), в этом году по России соберут лишь 20% налога.
- К сожалению, собираемость транспортного налога нельзя даже сравнивать с прошлыми годами, когда за контроль отвечали органы ГАИ, - уверен заместитель начальника отдела технического надзора и регистрации ГУ ГИБДД МВД РФ С. Зубриський. - Многие губернаторы уже обратились с просьбой в Думу и Правительство вернуться к старой системе, что вряд ли возможно.
Но все это - высокие материи. Мы же просто попытались побывать в шкуре законопослушного автовладельца и избавиться (хотя бы на бумаге) от "лишних" машин. Нам это удалось, причем без особых хлопот. А в следующем году попытаемся строго "по закону" заплатить и "лишний" транспортный налог. Как это сделать с наименьшим ущербом для своего бюджета - расскажем читателям.
Десять минут на проверку автомобиля по базам данных - и заветный документ в руках.
В залах и коридорах ГАИ всегда встретишь товарищей по несчастью, которые помогут советом.