Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Упал - отжался

УПАЛ - ОТЖАЛСЯ
Полная версия

У каждой автомобильной фирмы свой конек. Одна славится высоким уровнем безопасности машин, другая - их отточенной управляемостью, третья - экстравагантным дизайном. "Ситроен" обладает уникальной гидропневматической подвеской.

Говорят, с ней любая дорога покажется гладкой. Очень ценное для нас качество! Но найти подходящий автомобиль второй свежести оказалось не просто. Ведь "С5" слишком молод для вторичного рынка, а потому дорог; "ВХ" - относительно дешев, но слишком стар. Остановились на "Ксантии". Машина, класса "41-го Москвича", выпускавшаяся в 1993-2000 гг., пожалуй, устраивала нас по всем параметрам.

Нужный экземпляр отыскали не сразу. Дело в том, что российские перегонщики предпочитают брать проверенных "немцев". "Ситроен" - экзотический для России автомобиль, особым спросом пока не пользуется. А нет спроса - нет и предложения. Выручили знакомые литовцы, предложив только что привезенную из Франции "Ксантию" 1999 года выпуска с двухлитровым бензиновым двигателем.

Автомобиль пребывал в состоянии комы: мятая дверь, изуродованный порог. Но главное - поврежденная средняя стойка потянула крышу и пол. Сторговались на семи тысячах долларов, включая стоимость предстоящего ремонта. С учетом таможни выходило $9 тыс. Показалось выгодно, ведь цена новой, судя по обнаруженной в "бардачке" купчей первого владельца, - 21 тысяча евро.

ТУДА - СЮДА - ОБРАТНО

Взглянув на "ситроеновскую" подвеску снизу, вы не обнаружите в ней привычных упругих элементов - рессор, пружин или торсионов. Их заменяют знаменитые сферы - металлические шары, разделенные надвое упругой мембраной. В одну часть закачан сжатый азот. Он и обеспечивает подвеске прогрессивную характеристику. Другая соединена с амортизатором, заполненным высокотекучим минеральным маслом LHM (Liquide Huile Minerale). Гидросистема - общая для всех четырех колес. Помимо этого, она включает в себя гидравлический привод тормозов и усилитель рулевого управления. То есть на всю гидравлику приходится один резервуар и один насос высокого давления. Эта схема открывает большие возможности, и конструкторы "Ситроена" их не упустили. Изменяя, например, положение клапанов и подпор жидкости в амортизаторах, можно регулировать дорожный просвет. Предусмотрено четыре уровня. Если давление минимально, а клапаны открыты, то машина лежит на брюхе. Режим предназначен для длительного хранения.

Следующий вариант - основной рабочий. Амортизатор трудится, как в обычном автомобиле. Третий уровень - для бездорожья. Клапаны закрыты, давление - выше среднего. Штоки амортизаторов выдвигаются, "задирая" кузов над дорогой. Ехать жестко, зато нет желания злоупотребить скоростью. И последнее положение - клапаны закрыты при максимальном давлении. Диафрагмы сфер полностью выгнуты в газовую полость. Подвеска "выключена", кузов - на высшей отметке. Ездить так, разумеется, нельзя. Уровень предназначен для смены колес (крутить ручку домкрата, "растягивая" подвеску, уже не нужно. Задача - лишь оторвать колесо от дороги). Добавив к гидравлике электронику, автомобиль заставили держать постоянный дорожный просвет и не крениться в поворотах.

Еще одно преимущество схемы реализовали в приводе тормозов. Здесь нет главного цилиндра и усилителя. Они ни к чему - ведь давление в системе создает насос. Вместо них распределительный клапан под тормозной педалью. Дозировать замедление, не прилагая усилий, куда удобнее. Правда, не сразу - когда привыкнешь. Интересная деталь: ручник действует на передние колеса.

Увы, но в достоинствах "Ситроена" кроются и его недостатки. Главный - обилие деталей. Единая гидросистема, например, весьма уязвима: утечка в одном узле тут же сказывается на работе других. А раз так, пришлось принимать меры безопасности. На каждый мост добавили по одной (третьей) сфере - в резерв. Точно такую же - запасной энергоаккумулятор - поставили на тормоза. Итого семь штук. Переживет ли, к примеру, диковиная конструкция наши лютые морозы? А вокруг - многочисленные датчики, регуляторы и клапаны. Случись что, за любую деталь придется выложить немалую сумму.

Обоснованы ли эти страхи, покажет время. А пока беспокоиться не о чем - ведь приобрели мы достойный экземпляр: 135-сильный шестнадцатиклапанный мотор, 15-дюймовые колеса, АБС, климат-контроль, электропакет и подушки безопасности. Все это в почти неизъезженном, первозданном состоянии! Да еще в исполнении "Эксклюзив", что подразумевает элементы роскоши - кожаный руль и вставки под дерево в салоне.

"Ситроен" - оригинал и по части диагностики. Универсальная аппаратура со сменными картриджами здесь не подойдет - таких модулей просто нет в природе. Необходимо специальное, фирменное оборудование. "Многомарочные" сервисы его не держат - нерентабельно. Случись беда - искать помощи надо только в "ситроеновском" центре. Вот и мы, чтобы всесторонне оценить покупку, обратились к ООО "Эксис-Кар" - официальному дилеру марки. Там, разумеется, нашлось все необходимое. Кроме того, нам предложили провести так называемое "нулевое" ТО. Оно специально разработано для автомобилей "без прошлого" - вроде тех, что куплены на рынке.

Литовский ремонт кузова оценили на троечку. Среднюю стойку малость недотянули, а дверь кривовато воткнули в проем: кое-где через щели видно улицу. Устранить перекос без зубила и сварки нельзя - дверные петли не регулируются. Чтоб не дуло, надо будет подклеить полоски резины.

Силовой каркас кузова при аварии почти не пострадал - значит, "железо" отработает свой ресурс без усталостных разрушений. А вот арматура, сляпанная на живую нитку, долго не продержится. Не желая тратиться на покупку крепежа, кое-что закрепили чуть не жвачкой. Так, молдинги битой стороны дребезжат на кочках, а восстановленное зеркало отгибается на ветру.

Но больше всего разочаровали выводы экспертов по системе безопасности. То, что подушка в спинке пассажирского кресла сработала при аварии, мы знали. Зато остальные три оставались целы и, как мы полагали, терпеливо ждали своей очереди. Увы! Оказалось, что пассивная безопасность - дело тонкое. Сэкономить тут нельзя. При любом срабатывании компания "Ситроен" требует заменить использованный элемент и центральный блок управления ("калькулятор", определяющий направление, силу удара и активирующий соответствующую подушку). Наш прибор, судя по показаниям сканера, условно цел. То есть на сигналы откликается, хотя твердого подтверждения боеготовности не дает. Сработают ли оставшиеся?

В остальном не автомобиль - конфетка. Никаких ошибок в памяти, сбоев в работе и следов износа мастера не обнаружили. Говорят, что десять тысяч на спидометре соответствуют истине. Вот уж свезло, так свезло!

Профилактика свелась к замене масла, фильтров (без воздушного и топливного - они от времени не стареют), всей рабочей жидкости LHM да проверки состояние сфер. А напоследок посоветовали обзавестись "русским пакетом"... из одной опции - кевларовой защиты картера питерской компании ООО "ЭКС". Дорогая, конечно, штука, но полезная. Легкая, хорошо формованная и весьма прочная. Мы, недолго думая, согласились.

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Над "гидрактивом" французы корпели не зря: сравнивать плавность хода "Ксантии" с одноклассниками просто неловко. Если бы всех пересадить на "ситроены", дороги можно не улучшать. Ведь даже на булыжнике (таких покрытий много в Калининградской области) дрожь ощущается только на руле. "Многоступенчатость" подвески позволяет взобраться на бордюр в городе и одолеть колею на природе. Нижний уровень хорош как противоугонка. Если машину опустить брюхом, скажем, на кирпич, ее с места просто так не сдвинешь!

Впрочем, нашей отлеживаться не придется. Надо копить опыт эксплуатации. Ничего не поделаешь, служба!

Принципиальная схема гидропневматической подвески.

Кран управления подвеской имеет

четыре положения.

Экзотический прибор - указатель

температуры масла в двигателе.

"Эксклюзив" означает кожаный руль и деревянные вставки.

Обилие электронных блоков подразумевает ремонт на фирменном сервисе.

LHM - рабочая жидкость единой

гидросистемы.

Защита от грязи лишней

не бывает.

Передняя стойка: и амортизатор, и упругий элемент.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2003
Поделиться: