Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Художественная штопка

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШТОПКА
Полная версия

РЕМОНТИРУЕМ КОЛЕСА

Прокол колеса - неприятная неожиданность. Но на дорогах, почти незнакомых с нормальным уходом, совершенно закономерная. Иной раз в шине такая дыра, что о ремонте лучше и не помышлять. Но сегодня ограничимся разговором о проколах. Разные фирмы-изготовители ремонтных материалов понимают под этим повреждения, не превышающие 7 мм, некоторые "разрешают" 12 мм.

...Итак, не повезло. Вдали от услуг шиномонтажа проколоты два колеса из пяти. И даже запасной камеры-спасительницы нет. Но тут припомнилось, как когда-то бросил в багажник комплект для ремонта шин. Найти - дело минутное. А что дальше?

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Ремонтные материалы для шин - двух типов. Первый - "сырая резина": эта податливая и вязкая смесь под воздействием высокой температуры (при вулканизации) превращается в настоящую резину. Второй - готовая заплата с нанесенным специальным компонентом и в комплекте - активирующий клей.

Сами шины, как известно, бывают камерные и бескамерные. Вторые сегодня преобладают на выпускаемых заводами автомобилях. Но первые в некоторых отношениях более ремонтопригодны: удалив из покрышки проколовший ее гвоздь и убедившись, что там не скрываются другие, заменяют проколотую камеру или накладывают заплату. Смело засунуть новую камеру в покрышку, из которой внутрь торчит гвоздь или проволочка корда, может только новичок.

Заплаты из сырой резины приваривают к камере вулканизатором (фото 1). Наиболее удобен электрический с питанием от аккумулятора или генератора автомобиля (если камеру заменили, то вулканизировать проколотую можно и на ходу). Минут через 10-15 заплата прогреется до температуры около 150°С.

Опытные автомобилисты это проверяют с помощью сахарного песка: если его крупинки в контакте с горячим вулканизатором начинают плавиться и желтеть, значит, вулканизатор пора выключать.

Издревле (по автомобильным меркам) известны и вулканизаторы, нагревавшиеся за счет сгорания какого-нибудь топлива. Встречаются они в продаже и по сей день. Например, заплату фирмы Camel можно привулканизировать подобным приспособлением: в жестяной коробочке, к донышку которой приклеена заплата, находится пиротехнический состав. Остается прижать все это струбцинкой к ремонтируемому месту камеры и поджечь горючее. Остынет - дело сделано!

Но эти технологии уже устарели. Намного проще и быстрее ремонтировать камеры материалами второго типа - самовулканизирующимися в холодном состоянии (фото 2). С заплатки из комплекта снимаем защитную пленку и прикатываем тупым предметом к зачищенному и смазанному специальным клеем поврежденному месту. Через пять минут соединение станет практически неразделимым.

Некоторые фирмы выпускают и ремонтные вентили. Технология наклейки та же.

БЕСКАМЕРНЫЕ - НО НЕ ВЕЧНЫЕ

У бескамерных шин немало достоинств. Но их ремонт достаточно сложен, здесь свои технологии, отступление от которых недопустимо. Основные разработчики средств для их ремонта "прописаны" в США и Германии. Есть на российском рынке ремонтные комплекты и инструменты, произведенные на Тайване, - технологии тем не менее американские.

Наборы для холодного ремонта покрышек (фото 3) отличаются лишь внешне. "Идеология" у всех одна. Тут шило-напильник для прочистки отверстия в покрышке и нанесения клея, игла для протаскивания жгутиков (фото 4), клей-активатор, жгутики из резины (в некоторых случаях - армированные нейлоновым кордом).

Необходимые инструменты и материалы продаются и раздельно. Итак, приступим?

В простейших случаях колесо можно отремонтировать, не разбортовывая шину. Очистив ее, извлекаем проколовший предмет. Дальнейшие операции удобнее выполнять, подкачивая шину, но, конечно, в полевых условиях, в отличие от сервиса, это сделать не всегда легко: воздух убегает через прокол.

Напильником разрабатываем края отверстия, затем им же наносим клей (фото 5). Освобождаем жгутик от защитной пленки и, продев в отверстие иглы, вводим в прокол (фото 6). Затем иглу, не провертывая (!), резким движением выдергиваем. Если нужно, вводим еще один жгутик. Выступающие концы укорачиваем до 1-2 мм (фото 7). Ремонт закончен. Накачаем колесо - и в путь.

Следует помнить (в инструкциях это оговорено), что такая технология ремонта не разрешена для скоростных шин типов H, V, Z. Это уже дело специалистов шиномонтажа.

Как правило, ремкомплекты рассчитаны для радиальных шин. Но вот, например, фирма Rema Tip Тор выпускает и наборы для ремонта диагональных шин - "Силфикс" (Sealfix). Здесь вместо жгутиков специальные пробки-якоря. Их вставляют иглой с боковой прорезью (фото 8).

В некоторых случаях надежно отремонтировать колесо можно, только его разбортовав. Если ось прокола расположена относительно внутренней поверхности шины под углом не меньше 65°, для ремонта применяют "грибок" с клеем (фото 9). В иных случаях - специальную пробку.

Довольно сложны требования к ремонту боковины. Здесь должна быть заплата, которая после накачки шины не станет растягиваться, иначе неизбежно дальнейшее разрушение корда в тонкой стенке - образуется "грыжа"... и шине конец. Применяемая заплата армирована (усилена) почти нерастяжимыми волокнами. Место повреждения зачищаем, снимаем с заплаты защитную пленку и, перед тем как наложить, ориентируем вдоль кордных нитей боковины. Для этого на лицевой стороне заплаты изображена стрелка (фото 10).

Закончим предупреждением: ремонт шины - дело крайне ответственное. При малейших сомнениях в положительном результате такое колесо лучше поставить на заднюю ось - и, доехав до шиномонтажного сервиса, обратиться к специалистам.

Горячий ремонт камер сырой резиной с помощью электровулканизатора или пиросостава.

Холодный ремонт с помощью специальных заплаток и клея.

Наборы для холодного ремонта покрышек.

Инструменты для обработки прокола и протаскивания жгутиков. Т-образные ручки удобнее.

Прочистив отверстие, смазываем клеем.

Вводим жгутик в отверстие.

Укорачиваем кончики жгутов.

Якоря для ремонта диагональных шин вставляем иглой с боковой прорезью.

Вариант "грибка" для ремонта проколов на размонтированной покрышке.

Заплатку ориентируем по направлению нитей корда покрышки.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА КАМЕР И ПОКРЫШЕК

Фирма, страна Комплектность Цена, Примечание

руб.

Victor, USA Шило, игла, клей, 3 жгутика 182 -

Piece of Mind, Taiwan Шило, игла, клей, 8 жгутиков 165 Прокол до 12 мм

Victor, USA Заплата, клей, терка 118 -

Master Tire, Taiwan Шило, игла, клей, 3 жгутика 118 Прокол до 7 мм

Piece of Mind, Taiwan Шило с насечками 40

Master Tire, Taiwan Клей, 5 жгутиков 44

Rema Tip Top Sealastic, Germany Шило, игла, клей, 3 якоря 320 Прокол до 10 мм

Rema Tip Top Sealfix, Germany Шило, игла, клей, 5 жгутиков 710 Прокол до 10 мм

Red Sun, Taiwan 8 заплаток 18 -

Camel, USA 1 заплата с пиросоставом 15 -

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2003
Поделиться: