Новая разметка на выделенках: главная засада
Переход на другую разметку в Дептрансе обосновали желанием сделать выделенные для общественного транспорта полосы более заметными для автомобилистов. Дескать, обычную сплошную они не всегда трактуют как запретную, поэтому нужно было усилить эффект. В пресс-службе ведомства нам пояснили:
Если ограничиться только чтением ПДД, можно решить, что выезжать на островки безопасности можно. Действительно, в документе прямо прописаны типы линий, пересекать которые запрещается. Разметки 1.16.1 – 1.16.3, обозначающей островки, в перечне нет. Не содержится прямого запрета и в других пунктах Правил. Но логика подсказывает, что двигаться по ним все-таки нельзя. Так и есть, но чтобы это понять, нужно заглянуть в другой нормативный акт.
В ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» есть пункт 6.2.3. Он гласит, что разметку 1.1 (одинарная сплошная, разделяющая встречные и параллельные потоки) также применяют «для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.)». Проще говоря, по границе островков проведена линия 1.1, пересечение которой Правила прямо запрещают.
С точки зрения камер фиксации нарушений тоже ничего нового не произошло. С недавних пор они умеют штрафовать не только за езду по выделенке (штраф в Москве и Санкт-Петербурге по ст. 12.17.1.2 КоАП в размере 3000 рублей), но и за пересечение запрещающей разметки при выезде на нее (штраф по ст. 12.16.1 КоАП в размере 500 рублей). Так что нарушителю будет все равно, по какому рисунку он проехался: запретными являются оба.
Отметим, что автобусные полосы обозначены не только осевой разметкой. На асфальте нарисованы еще и буквы «А», а на столбах развешены соответствующие знаки. То есть выделенка обозначена всеми способами — вероятность, что водитель очутился на ней случайно, очень мала. В будние дни (а в отдельных местах и в выходные) езда в ряду для общественного транспорта запрещена, и тут совсем не важно, отделяет его сплошная линия или островок безопасности.
По-другому стали оформлять и места, где разрешен правый поворот через выделенную полосу. Последняя раньше не прерывалась, а зоны перестроения обозначали дополнительным пунктиром вдоль сплошной, разделяющей ряды. Теперь непосредственно перед съездами А-полоса заканчивается, а после них начинается заново. Сделано это для того, чтобы и водители, и камеры фиксации нарушений четко видели, в какой зоне разрешен маневр, а где начинается вотчина общественного транспорта. При перестроении правее для поворота ничего не изменилось: нужно уступить едущему прямо автобусу.