Грязные фары — можно ли за них получить штраф
Будем откровенны: содержать машину в наших условиях постоянно в идеальной чистоте выйдет дороговато. Тратиться придется не только на мойки. Стекла, зеркала и номерные знаки можно протирать смело хоть несколько раз на дню – ничего с ними не случится. А вот пластиковые колпаки фар затираются быстро вне зависимости от цены автомобиля. при этом заметно снижается, что влечет за собой дополнительные расходы. Ну и, конечно, пачкаться готовы далеко не все водители.
С номерными знаками все понятно. Законом предусмотрена и статья за их нечитаемость (ст. 12.2.1 КоАП РФ – предупреждение или штраф 500 рублей), и критерии определения загрязненности. С 20 метров должны читаться все символы на жестянке. Днем проверку можно проводить для обеих табличек автомобиля, ночью – только для задней, оснащенной подсветкой.
С фарами и фонарями сложнее. В третьей главе «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» есть отдельный пункт: «Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели». То есть эксплуатация автомобиля с грязной оптикой запрещена. Даже если речь идет не об источнике света, а о катафотах.
Остановивший такую машину инспектор вправе запретить дальнейшее движение. Правда, принудительная эвакуация автомобиля владельцу не грозит, ведь неисправность можно за минуту устранить прямо на месте – и проблема решена. Но есть нюанс. Ни в одном документе критерии для определения, грязные фары или чистые, не содержатся! Нет у автоинспекторов и . При таких вводных однозначно признать грязными можно разве что абсолютно непроницаемые для света фары и фонари. Но, справедливости ради, до такой стадии их доводят единицы водителей.
Из-за этого и сложилась нынешняя ситуация на дорогах, когда полицейские обращают внимание на чистоту номерных знаков, но не оптики. Логично же: второе сложно доказать, а за первое есть и четкое наказание, и поступления в бюджет от штрафов с камер напрямую зависят от чистоты висящих на автомобилях жестянок. Фары и фонари в гораздо большей степени влияют на безопасность движения, однако до них никому дела нет. К счастью, подавляющее большинство водителей все же не забывает протирать световые приборы.
Кстати, сила света снижается с годами: выгорают линзы, загрязняются изнутри рассеиватели и отражатели, мутнеют от «пескоструя» защитные колпаки. В этом случае, даже если очевидно, что фары еле освещают дорогу, привлечь водителя к ответственности тоже нельзя. Все по той же причине: методики и инструментов для замеров силы света на дороге у патрульных нет.