Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дом за спиной

Volkswagen Transporter в качестве дома на колесах.
Полная версия

У многих на крыше лодки, доски для виндсерфинга, сзади – велосипеды. Среди этих белоснежных громадин обычные легковые машины просто терялись. Такое впечатление, что началось великое переселение народов! Это любители «караванинга» отправились поближе к природе. Такой вид отдыха очень популярен в Европе, а с недавних пор станции по прокату и продаже подобной техники появились и в России.

КАРАВАН

В современном понимании это жилой прицеп к легковому автомобилю; другое название – трейлер. Компактные модели массой 500–800 кг рассчитаны на двух-трех человек и оборудованы лишь небольшой кухней с плитой и мойкой, газовым баллоном, аккумулятором. Более комфортабельные при той же вместимости позволяют стоять внутри в полный рост, весят 800–1000 кг, снабжены холодильником, обогревателем, туалетом, иногда душем.

Модели массой 1000–1500 кг для четырех-пяти человек располагают тем же набором, но обычно имеют две группы сидений, раскладывающихся в спальные места. Большие двухосные трейлеры в Европе встречаются реже и при той же вместимости отличаются высоким комфортом – здесь есть и автономный генератор, и спутниковое телевидение, и многое другое.

Каравану нужен тягач – обычный легковой автомобиль, вседорожник, мини-вэн. Учитывая большие вес и аэродинамическое сопротивление прицепа, буксировщик должен быть достаточно мощным и не слишком легким. Например, располагая 1,6-литровым мотором, лучше ограничиться трейлером в 1000 кг, 1,8 л – 1200 кг; 2,0 л – 1500 кг; 2,4 л – 1800 кг. Зависимость, разумеется, приблизительная, а более точно допустимую массу прицепа указывают в инструкции к автомобилю. Естественно, тягач должен быть оборудован шаровым тягово-сцепным устройством и специальным электроразъемом для караванов. Последний часто имеет 13 контактов и отличается от более привычного нам 7-штырькового.

АВТОКЕМПЕР

Кроме прицепов-караванов, существуют оборудованные для проживания самоходные автокемперы (от camp – лагерь). Здесь встречаются необычные конструкции на базе пикапов, армейских грузовиков, похожие на автобусы громадные 12-метровые дворцы на колесах… Однако наиболее распространенным фундаментом для дома на колесах служат легкие грузовики – «Фольксваген Транспортер» и LT, «ФИАТ-Дукато», «Форд-Транзит» или «Мерседес-Спринтер».

Неприхотливым путешественникам предназначены переоборудованные стандартные фургоны – как правило, два спальных места под низкой крышей, четыре – с подъемной или высокой. Из оснащения – плита, холодильник, бывает автономный обогреватель, бойлер с горячей водой. Общий недостаток – некоторая теснота внутри из-за сравнительно небольших размеров исходного фургона. Зато такие кемперы динамичны и маневренны.

Другой полюс комфорта и цены занимают интегрированные модели, использующие только шасси или даже переднеприводный силовой модуль серийной модели, на которые «надет» специально сконструированный просторный кузов из трехслойных сэндвич-панелей. В нем необязательно будет много коек, зато можно организовать отдельную спальню с диваном, раздельные душ и туалет, камин, побаловать владельца хрустальными люстрами и даже отделкой ценным камнем. На ночь потолок водительской кабины опускается и образует дополнительное двухместное ложе. Длина машин колеблется от 5,5 до 8–9 м, встречаются трехосные модели.

Между этими крайностями располагаются полуинтегрированные и альковные модели – те и другие заимствуют не только шасси, но и кабину исходного грузовика, из которой можно пройти в жилой отсек. В полуинтегрированных моделях обычно два-четыре спальных места, альковные дополнительно предлагают еще и двухместные «антресоли» над кабиной. Альков увеличивает высоту автомобиля примерно до 3 метров – такой не на всякую легковую стоянку заедет. Кроме того, значительное аэродинамическое сопротивление снижает крейсерскую скорость на 10–20 км/ч в сравнении с более обтекаемыми моделями.

ЧТО, КАК, ПОЧЕМ?

Основное достоинство и отличие автокемпера – на нем можно ехать безостановочно, пользуясь на ходу всеми благами цивилизации. В караване перевозка людей запрещена, так что путешествовать придется в автомобиле-тягаче. Но комфорт и стоит соответственно, в России «бэушные» караваны продают от $4 тыс., новые – от $15–20 тыс. Автокемпер дороже в три–пять раз – $12–20 тыс. за ходовую модель в нормальном состоянии, $60–80 тыс. за новую. Однако покупать такое чудо техники, чтобы пользоваться два-три раза в год, необязательно, выгоднее взять напрокат от 1000 рублей в сутки за караван и от 3000 рублей за кемпер. На прокатных станциях обычно предлагают вполне свежие машины в хорошем состоянии и европейский уровень сервиса.

Путешествие со своим домом значительно более комфортабельно в сравнении с обычным автомобильным, если бы не одно «но»: нужна инфраструктура, или попросту – место в кемпинге с розеткой, краном, простите, сливом... К сожалению, в России индустрия караванинга пока в зачаточном состоянии – в лучшем случае расположитесь на огороженной стоянке.

Другое дело поездка за границу, например в Европу. Компанией из нескольких человек путешествовать в кемпере или караване заметно дешевле, чем просто на автомобиле, не говоря уже о самолете. Скажем, недорогая гостиница для семьи из четырех человек обойдется примерно в 60–80 евро и такую еще надо поискать. Аренда каравана стоит лишь 30–50 евро, а добравшись до интересного места, можно на несколько дней стать в кемпинг, что обойдется в дополнительные 10–20 евро. Арендовать автокемпер, конечно, дороже, но по соотношению затрат и уровня комфорта он тем не менее значительно превосходит автомобиль.

Впрочем, караванинг – не столько способ экономить деньги, сколько возможность тратить их с максимальной свободой и удовольствием.

ВАШИ ПРАВА

Для езды с караваном или на кемпере достаточно водительской категории «В». При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1396 от 15 декабря 1999 г. масса прицепа не должна превышать массу автомобиля-буксировщика, а полная масса автопоезда не должна быть выше 3,5 т. Категории «С» или «Е» понадобятся лишь владельцу тяжелого вседорожника с большим караваном на буксире или водителю здоровенного кемпера массой больше 3,5 т. Еще одно обычное условие – арендовать такую технику может лишь водитель не моложе 21–23 лет.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2006
Поделиться: