Хроника: пожар послужил украшению…
Полная версия110 лет назад, 9 марта 1901 года пожар уничтожил фабрику Olds Motor Works на Джефферсон Авеню в Детройте. Как ни парадоксально, благодаря этому марка Oldsmobile стала успешной и пережила многих соперников.
В пожаре погибли станки, 11 пилотных образцов, вся техническая документация. Уцелела единственная машина – Model R. Ее успели выкатить во двор, прежде чем рухнула крыша.
Лишившись производственной базы, основатель компании Olds Motor Work Рансом Эли Олдс был вынужден сделать то, что сегодня выглядит очевидным – распределить изготовление комплектующих изделий среди поставщиков. А чтобы детали без проблем вставали на место, разработать систему допусков и посадок.
Чтобы собрать средства, Олдс отправил юного тест-пилота Роя Дункмана Чапина в рекламный пробег до Нью-Йорка, и это сработало. Рой Чапин в дальнейшем возглавит Hudson Motor Car Co.
Первый Oldsmobile стремительно набрал популярность. Даже песенка появилась: «В моём смешном Олдсмобиле». К тому же, торчащая сбоку заводная рукоятка придавала машине сходство с граммофоном.
В историю автомобиль вошел как Curved Dash («С закругленным передком»). Располагая одноцилиндровым горизонтальным мотором с рабочим объемом 1,6 л и мощностью 4 л.с. при 500 об/мин, 386-килограммовый Curved Dash разгонялся до 35 км/ч.
Именно его, а не Ford T следует считать первым автомобилем, выпускавшимся крупносерийным методом – на сборочной линии. Кроме Детройта, Curved Dash делали в Германии и даже в России, на заводах «Дукс» в Москве и «Аксай» под Ростовом-на-Дону. Из-за того, что одна из таких моделей именовалась «Дуксмобилем», острословы моментально окрестили первую российскую малолитражку… «Дуксмогилой».
В Америке машина стоила $650, т.е. примерно $20 000 на сегодняшние деньги. Для сравнения, убытки, понесенные при пожаре 1901 года, оценивались в баснословные для того времени $72 000.
То, что уцелела самая маленькая и дешевая модель, не просто счастливое стечение обстоятельств – ее легче было вытолкнуть. К слову, идею выпускать именно такую, легкую и доступную модель, Олдс подхватил у Форда, чьи машины в то время получались на двести долларов дороже.
С Ford T малолитражку Oldsmobile роднят малая масса, планетарная коробка передач, разумное упрощение конструкции. Так, от рулевого механизма отказались в пользу «коровьего хвоста» – румпеля. Поворачивать, когда на сиденье рядом располагался еще и пассажир, было неудобно, так как румпель приходилось сильно отклонять в сторону. Из-за затруднений с маневрированием автомобиль нередко попадал в аварии – отсюда, собственно, и «олдсмогила».
При всей своей примитивности Curved Dash отличался высоким качеством и надежностью – одна из машин за 73 дня пересекла Штаты от побережья до побережья.
Всего до 1907 года было построено порядка 20000 Oldsmobile Curved Dash, в том числе легкие грузовички и даже дрезины.