Хроника: символ британской индустрии
Полная версия105 лет назад, в марте 1906 года, началось производство автомобилей британской марки Austin.
Свой первый автомобиль Герберт Остин (8 ноября 1866 – 23 мая 1941 гг) построил в 1895 году на свои деньги, поскольку его шеф - Фредерик Вузли, владелец компании по выпуску машинок для стрижки овец, отказался финансировать эту затею.
Остин рос в Австралии, где перед его глазами было немало примеров решительных, не пасующих перед трудностями людей. И благодаря его стараниям Вузли все же заинтересовался автомобилями и даже сделал Остина главным управляющим Wolseley Tool & Motor Car Co.
Но затем разногласия с руководством все же вынудили Остина открыть собственное дело. Для начала ему требовалось 10 000 фунтов стерлингов – огромные по тем временам деньги. 150–200 фунтов стоил автомобиль. Кредиторы ссудили Остину только 7750 фунтов. За эти деньги Остин подобрал помещение в Лонгбридже, недалеко от Бирмингема. Расположение было удобным. К слову, в окрестностях Бирмингема действовало свыше десятка автозаводов – конкуренция была чрезвычайно высока.
Первую модель конструировали прямо дома у семейства Остинов, в Эрдингтоне, с помощью молодого чертежника Хэнкока, ставшего впоследствии главным конструктором компании и остававшимся в этой должности до самой смерти Остина в 1941 году.
Первая модель – Austin 18/24HP Endcliffe c 5-литровым четырехцилиндровым двигателем, имевшим попарно отлитые чугунные цилиндры и Т-образную головку. Конусное сцепление, отдельная коробка передач, цепная главная передача – классическая конструкция того времени, ничем особым не выдающаяся. За машину с кузовом фаэтон просили 550 фунтов.
Герберту Остину удалось поставить дело таким образом, что оно быстро начало приносить доход. Нанятые им 270 рабочих за первый год собрали 106 автомобилей. Остин начал предлагать машины в базовой комплектации с закрытыми кузовами, одним из первых открыл в Великобритании шоу-рум. В 1914 году его фабрика стоила уже 250 000 фунтов стерлингов, на ней работало 2000 рабочих, выпускавших до 1000 машин в год. В 1914-м началась Первая мировая война, прибавившая работы Остину. За годы войны Austin Motor Cars Co., Ltd. изготовила 2000 грузовиков, бронеавтомобилей, санитарных машин, прожекторных установок, а также 2000 истребителей и 6,5 млн снарядов. Немало техники Austin поставлялось и в русскую армию. За заслуги Герберт Остин был пожалован в рыцари и теперь именовался сэр Остин. В 1936 году он станет пэром Англии. Кстати, самым известным автомобилем этой марки в нашей стране стал «Остин-Путиловский» – броневик, с которого Владимир Ленин якобы призвал рабочих и солдат к вооруженному восстанию. На Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге, где, как считается, происходило выступление вождя большевиков, стоит памятник. Недавно экстремисты пытались его взорвать. Броневик же все это время хранился в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Впрочем, историки выяснили, что броневик этот был построен Путиловским заводом на шасси Austin уже… после революции.
Неизвестно, какие ассоциации с Россией впоследствии, в 1950-е годы, подтолкнут британцев назвать новую штаб-квартиру Austin… «Кремлем».
В 1920-е годы завод Austin в Лонгбридже становится крупнейшим автомобильным предприятием в Европе. Мы привычно ассоциируем деятельность этой компании с малолитражным Austin 7 1922 года, с Mini 1959 года, с родстерами Austin-Healey.
Примечательно, что за 100 лет почтовый адрес компании не менялся: Austin Motor Company, P.O.Box 41, Longbridge, Birmigham…
Менялось многое другое. В июле 1966 года предприятие вошло в состав холдинга British Motor Holding, а в январе 1968-го после приобретения BMH заводом Leyland – в состав British Leyland Motor Corporation. Британскую автомобильную индустрию не обошел стороной кризис, поразивший в 1970-е экономику страны. В результате многочисленных реструктуризаций в 1986 году марка стала частью Rover Group, руководимой правительством. В 1988 году ее продали группе корпорации British Aerospace. Последний автомобиль Austin сошел с конвейера в 1989 году.
British Aerospace постаралась побыстрее спихнуть свой автомобильный актив германской BMW AG. Первое, что попытались сделать немцы – закрыть старый завод Austin в Лонгбридже. Но британцы отстаивали «островок Лонгбридж», как они называли свой завод, до последнего. Британцы были вынуждены по сути отдать завод и марку MG Rover загадочному английскому консорциуму Phoenix. Драматические события вокруг предприятия подтолкнули группу The Chemical Brothers снять клип песни Believe («Верь!») в сборочном цеху завода.
В 2006 году компания MG Rover была приобретена китайцами. За обладание остатками некогда процветающего бизнеса боролись между собой Nanjing Automobile Corporation и Shanghai Automotive Industry Corporation. Первой досталась модельная линейка MG, второй – Rover 75, который пришлось переименовать в Roewe, поскольку права на марку Rover были уступлены корпорации Ford. Сегодня NAC и SAIC объединили свои интересы.
Значительная часть предприятия в Лонгбридже была снесена, однако старый «южный завод», когда-то делавший автомобили Austin, сохранился. На нем в 2008 году было возобновлено производство спортивных машин MG.