Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: 70 лет до приказа

Полная версия

70 лет назад, 29 марта 1941 года, форт Сэм Хьюстон в штате Техас получил на снабжение первые джипы. Так началась служба самого знаменитого военного автомобиля.

Канонический Willys MB (1941 – 1945 гг.), он же Ford GPW.

Джип – это больше, чем легенда. Это собирательный образ армейского автомобиля во всем, даже в названии. В июле 1940 года американское военное ведомство сформулировало технические требования к «легкому разведывательному автомобилю», способному заменить в войсках мотоциклы и устаревшие «фордики». Предложение выполнить требования разослали в 135 автомобильных компаний Америки, однако откликнулись только две – Willys-Overland и American Bantam Car Manufacturing Co. А компания Ford Motor прислала военным изображения подобной машины.

В ноябре 1940 на полигоне в лагере Холабёрд (штат Мэриленд) первые прототипы прошли испытания, военные выразили свои пожелания, после чего в марте 1941 года все три компании – другие-то не откликнулись вовсе! – получили от минобороны заказы на изготовление опытно-промышленных партий по 1500 легких вездеходов.

Ранний прототип Bantam на испытаниях в лагере Холабёрд.

Willys-Overland начала производство модели МА, оснащенной 4-цилиндровым 2,2-литровым мотором мощностью 61 л.с. American Bantam Car Manufacturing Co. оснастила свою модель 40 BRC мотором Continental мощностью 48 л.с. Фордовская машина, обозначенная как GP (от General Purpose, «общего назначения»), и вовсе имела 2-литровый 46-сильный мотор от трактора Fordson и коробку передач от давно снятого с производства Ford Model A.

Хотя по-прежнему военные не определились с выбором, эти автомобили уже обрели свое замечательное название. 20 февраля 1941 года в Washington Daily News вышла короткая заметка Катарины Хилльер под названием Jeep Creeps Up Capitol Steps («Джип взбирается на ступеньки Капитолия»). Водитель-испытатель с полигона Холабёрд назвал корреспонденту именно это прозвище, хотя с не меньшим основанием мог назвать вездеход «пипом», «блиц-багги», «квадом» или «пигми» – эти клички тоже фигурировали.

Трое могли с легкостью поднять джип за передок для небольшого ремонта, поскольку по условиям военных полная масса машины не должна была превышать 590 кг.

Однако с легкой руки женщины-корреспондента все легковые внедорожники продолжают называть джипами. Этимология названия опирается на две версии. Во-первых, слово могло произойти от аббревиатуры GP, «джи-пи». Женщина могла услышать это самое «джипи» от водителя, а затем сократить для благозвучности. По другой версии, название машине мог дать Юджин-Джип – персонаж популярных в Америке комиксов про матроса Папая. Впрочем, говорят, что еще в 1930-е годы в штате Оклахома «джипами» называли грузовики, переоборудованные для бурения скважин.

Ford GP успели построить в количестве всего 4456 штук – военные отдали предпочтение Willys.

По результатам опытной эксплуатации армия США приняла на снабжение вездеход Willys, причем компанию Ford Motor обязали выпускать его по лицензии. Известный каждому вездеход был изготовлен в количестве 362841 экземпляра (Willys) и 281448 экземпляров (Ford). Компании American Bantam Car Manufacturing из-за скромных производственных мощностей поручили выпускать одноосные прицепы для джипов.

Подпишитесь на «За рулем» в

29.03.2011
Поделиться: