Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: Москвич-402

Полная версия

55 лет назад, 20 апреля 1956 года, началось производство «Москвича-402».

Один из прототипов «Москвич-402» для государственных испытаний 1955 года. Рисунок Александра Захарова для исторической серии «За рулем»

402-й стал первой серийной моделью Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), не похожей на Opel Kadett. Тем не менее, завод продолжал расхлебывать последствия стратегической ошибки, совершенной в 1945 году, когда в качестве базовой для него была выбрана именно модель Kadett, а не Olympia, оснащенная более мощным верхнеклапанным мотором.

«Москвич-402» отличался просторным кузовом современного силуэта, салоном, раскладывающимся в постель, вместительным багажником (открывающимся ручкой, установленной на стенке основания заднего сиденья справа), штатным двухдиапазонным радиоприемником, гнутыми лобовым и задним стеклами, обогревом лобового стекла. У него были переключение передач на рулевой колонке, бесшкворневая двухрычажная передняя подвеска и тормоза с автоматической регулировкой зазора. Капризную 6-вольтовую электрику сменила 12-вольтовая. Но, увы, на нем стоял все тот же «нижнеклапанник», пусть и увеличенного до 1220 кубических сантиметров рабочего объема и поднятой до 35 л.с. мощностью. Эти показатели, по сути, были предельными. А денег на воплощение в жизнь современного верхнеклапанного двигателя собственной конструкции Министерство не выделяло.

Проработка оформления оперения в скульптурном пластилине. Фото из архива Андрея Андронова.

Для создания «Москвича-402» инженерный коллектив ЗМА был усилен специалистами с ГАЗа, ЗиСа и Московского мотоциклетного завода. Этим поддержка не ограничилась. Так, штамповую оснастку и кузова для первых семи опытных экземпляров изготавливали на ГАЗе, где существовало налаженное производство штампов. Первые образцы были готовы в 1951 году. Кстати, в проекте новая модель обозначалась также по-газовски, индексом из двух групп цифр: 402-425. То есть, модель 402 и кузовом модели 425.

Руководил работой главный конструктор ЗМА Александр Андронов. В своих воспоминаниях он, в частности, писал:

«И вдруг вызывают и говорят:

- За три дня изготовьте автомобиль для товарища Сталина!

Главный конструктор завода с 1949 по 1972 год Александр Андронов. Фото из архива Андрея Андронова.

…Отбирается готовый автомобиль, разбирается на узлы, все они тщательно проверяются, кузов заново рихтуется, грунтуется и окрашивается. Меняется вся обивка. Я еду на фабрику Петра Алексеева и подбираю по цвету и выработке высокосортное сукно, а обойщики им сиденья старым, красивым «экипажным» фасоном.

…квалифицированный обойщик устанавливает теневые козырьки. Под шурупы он сверлит отверстия во фланце внутренней панели ветрового окна прямо через приклеенную потолочную обивочную ткань. Вдруг у него сверху проскакивает панель и протыкает насквозь крышу!»

Этот эпизод характеризует нервозность, в какой в то время в стране рождались не только автомобили, но и новые самолеты, ядерные бомбы, ракеты.

Государственные испытания, зима 1955 года, Крым. У головного автомобиля желобки отвода воды на крыше выполнены по образцу ГАЗ-21 «Волга»

На пути к серийному производству новая модель МЗМА довольно существенно эволюционировала внешне. Хотя с самого начала создавались разные варианты наружного оформления. Некоторые из них повторяли в отдельных элементах решения, готовившиеся для ГАЗ-21 «Волга». Так или иначе, автомобили двух заводов смотрятся сегодня как машины одного предприятия, только разных классов.

Аналогами будущего 402-го на испытаниях выступали Fiat-1100, Ford Consul, Ford Taunus 12M, Hillman Minx, Consul, Simca Aronde, однако пропорциями московский автомобиль ближе всего британскому Ford Anglia, приобрести который к началу государственных испытаний не успели.

Приборная панель опытного образца «Москвич-402»

Помимо седана, проектировался также и универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал назвали «Москвич-423», использовав проектное обозначение его кузова. «Москвич-423» выпускали с 1957 по 1958 год. Это был, по сути, первый серийный универсал в нашей стране. Кроме этого, была версия фургона, но она уже выпускалась на базе «Москвич-407», представлявшего собой 402-ю модель с верхнеклапанным двигателем.

Автомобиль «Москвич-402» выпускался до мая 1958 года. Сделано 87658 машин.

Подпишитесь на «За рулем» в

19.04.2011
Поделиться: