Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: первый автомобиль на Луне

Первым беспилотным, управляемым дистанционно, с Земли, самодвижущимся аппаратом оказался наш «Луноход-1», который был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17». А 31 июля 1971 года по поверхности Луны проехал первый пассажирский автомобиль – Lunar Roving Vehicle.
Полная версия
«Лунный ровер» LRV-1 миссии Apollo-15 на месте своей последней парковки, в районе горы Хэдли Лунных Апеннин. Фото: NASA

Прежде всего, повествуя о планетоходах, надо определиться с терминологией. Первым пассажирским, т. е. пилотируемым самодвижущимся аппаратом на Луне стал американский LRV. В то время как первым беспилотным, управляемым дистанционно, с Земли, самодвижущимся аппаратом оказался наш «Луноход-1», который был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17». Этот аппарат был сконструирован и построен НПО им. Лавочкина. У советского планетохода, как у настоящего транспортного средства, был даже свой «VIN» – 8ЕЛ №203. Еще более интересно, что возникла профессия «водитель лунохода», которой обучили нескольких операторов, руководивших передвижением аппарата с Земли.

Если «Луноход-1» был главным образом самодвижущимся аппаратом (и только в меньшей мере транспортером проб грунта), то американский LRV в полной мере следует отнести к транспортным средствам, поскольку его назначением было перевозить астронавтов.

Почтовый блок, посвященный запуску советской космической станции «Луна-17» с «Луноходом-1» на борту…

Теоретически даже оставалась возможность «лунного ДТП», поскольку, когда первый LRV доставили на Луну в рамках миссии «Аполлон-15», советский «Луноход-1» продолжал функционировать. Он получал энергию от солнечных батарей, движение его происходило только в дневное время. Последний раз «Луноход-1» вышел на связь 29 сентября 1971 года, пройдя за год расстояние в 10 км 540 м без малого. Американские LRV работали на Луне в составе трех из одиннадцати лунных миссий Национального космического агентства Америки (NASA) до 13 декабря 1972 года. Их пробег существенно превышает пробег «Лунохода-1». LRV-1, доставленный кораблем Apollo-15, проехал 27,76 км, LRV-2 (Apollo-16) – 26,55 км, LRV-3 (Apollo-17) – 35,89 км.

…и американская марка в честь высадки на Луне.

Сконструировала аппараты корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (фактически – филиала General Motors). Ведущими конструкторами выступали поляк Мстислав Беккер и мексиканец Эдуардо Сан Хуан. Венгерскому инженеру Ференцу Павликсу, работавшему до Boeing в отделе разработок General Motors, принадлежит окончательное решение механизма складывания LVR, применения легких сплавов в подвеске и конструкция колес.

Разработка и постройка четырех LRV обошлась национальному космическому агентству NASA в $38 млн.

Экспериментальный «лунный багги», первый вариант. Начало 1960-х годов, исследовательский центр Маршалла. За рычагами управления – первый директор центра Вернер фон Браун. Фото: NASA

Что собой представлял LRV? В основе лежала периферийная рама из алюминиевых труб. Передняя и задняя части рамы, к которым крепились колеса, компактно вкладывались внутрь ее центральной части. Конструкция столь же быстро раскладывалась, причем все было продумано таким образом, чтобы с операцией справился один астронавт в скафандре.

Использовалась подвеска на двойных поперечных рычагах, каждый из которых соединялся с собственным торсионом. Колеса были спроектированы в военной лаборатории General Motors. Диск был склепан из тонкого алюминиевого листа. Шина жестко соединялась с диском. Эта шина представляла собой тороидальную оболочку, образованную переплетающимися стальными оцинкованными нитями толщиной 0,84 мм. Внешний статический диаметр тора составлял 810 мм, ширина рабочей поверхности колеса – 23 мм. К рабочей поверхности были приделаны титановые пластинки-грунтозацепы. Для защиты от пробоя во внутреннюю полость шины был встроен пластинчатый бандаж диаметром 650 мм. Дорожный просвет LRV составлял 350 мм.

Один из экспериментальных «луноходов» NASA с колесами большого диаметра. Фото: NASA

Каждое колесо оснащалось собственным электромотором постоянного тока мощностью 0,19 кВт. Таким образом, суммарная мощность составляла 0,76 кВт. (Мощность силовой установки «Луноход-1» – 180 Вт.) Привод на колесо LRV осуществлялся волновым редуктором (подобный применяется в гибридной трансмиссии Lexus LS600h) с передаточным отношением 80:1. Моторы питали энергией два 36-вольтовых серебряно-цинковых сухих аккумулятора емкостью 121 ампер-час каждый. Аккумуляторы не подзаряжались – после пробега около 90 км их требовалось менять. Еще пара электромоторов обеспечивала поворачивание LRV (управляемыми являлись все колеса).

Сегодня NASA продолжает разработки «космических автомобилей» для миссии на Марс 2020 года. В пустыни Аризона прошел испытание образец 12-колесного транспортера Small Pressurised Rover Concept, на котором установлена капсула, внутри которой двое астронавтов могут отдыхать после смены. Транспортер передвигатеся со скоростью 13 км/ч и может на одной зарядке батарей преодолеть порядка 1000 км.

Сухая масса LRV составляла всего 210 кг, однако, подобно транспортеру для сил быстрого реагирования, аппарат был напичкан всевозможным оборудованием. Полезная нагрузка LRV более чем вдвое превышала его массу! Заметим – не вес, поскольку сила тяготения на Луне вшестеро ниже земной. LRV разгонялся по лунной поверхности до 18 км/ч.

Всего построили четыре Lunar Roving Vehicle, однако когда стало ясно, что полет Apollo-18 не состоится, четвертый образец разобрали на запчасти, которые, надо думать, тоже слетали к Луне.

Подпишитесь на «За рулем» в

31.07.2011
Поделиться: