Хроника: день рождения основателя Volvo
Полная версия120 лет назад, 13 августа 1891 года, родился один из основателей автомобилестроительной компании Volvo Ассар Габриэльссон.
Отец Ассара однажды сменил пыльную должность управляющего кирпичным заводом на владение небольшой фермой Spännefalla в округе Тибро на юге Швеции. Он занялся торговлей яйцами, и дело это неожиданно пошло в гору.
Семья смогла позволить себе жизнь в Стокгольме, где Ассар с отличием закончил колледж и поступил в Стокгольмскую высшую школу экономики. Ассару преподавали такие светила своего времени, как Уолтер Эрнст Харлок и Эли Хекшер.
В октябре 1911 года Ассар Габриэллссон получил высшие оценки по пяти дисциплинам и даже был отмечен за дипломную работу по теме «Как в Швеции организовано производство и продажа спиртных напитков». В числе прочего Ассар получил высший балл по русскому языку, что особенно пришлось по душе его отцу, импортировавшему из России яйца.Ассар овладел также мастерством стенографии и с 1911-го по 1916 год служил в канцелярии нижней палаты шведского парламента.Знанию русского языка немало удивились большевики, когда в середине 1920-х годов Ассар Габриэльссон прибыл в Москву с инспекцией конфискованного подшипникового завода Svenska Kullagerfabriken (SKF). На этой фирме с 1916 года начался быстрый карьерный рост молодого амбициозного экономиста. Так что в РСФСР прибыл уже «директор по продажам SKF господин Габриэльссон».
Возможно, общение на одном языке способствовало тому, что в нашей стране аббревиатура SKF стала синонимом настоящего подшипника.
Поворотным пунктом в биографии Ассара Габриэльссона стала его встреча с инженером Густавом Ларссоном. Он пришел на SKF в 1915-м, годом раньше Габриэльссона. Однако их настоящее сотрудничество началось много позже, причем по довольно необычному случаю. Дело было в 1924 году, на Иванов день. Оказавшись по делам в Стокгольме (офис SKF располагался в Гётеборге), Габриэльссон заглянув в ресторанчик «Стурехоф» поесть раков. Ларссон, что примечательно, имел в тот день те же намерения. И вот двое коллег по прежней работе встретились. Сперва они молча умяли раков, в которых инженер Ларссон знал толк, - его старший брат владел лавкой по продаже раков в Ветланде. А насытившись, Ларссон начал делиться с Габриэльссоном планами постройки настоящего шведского автомобиля – прочного, надежного, вместительного.
Раки, безусловно, поспособствовали тому, что Габриэльссон загорелся этой идеей и попытался заинтересовать ею руководство SKF. Ларссон в это время вовсю чертил проект, выселив из детской собственных сыновей. Руководство SKF, вероятно, не настолько рьяно разделяло пристрастие новоявленных компаньонов к ракам, поэтому в 1925 году отказало проекту в поддержке. Однако благодаря SKF автомобиль получил название Volvo, что в переводе с латыни значит «Я качусь!». Это название было зарезервировано за созданным в 1915 году однорядным радиальным шарикоподшипником с пазом для ввода шариков. Такие подшипники выпускали недолго, но удачную марку на всякий случай запатентовали для всего, что теоретически могло катиться: велосипедов, дрезин, автомобилей. И марка пригодилась.
Прототипы первой модели автомобиля Volvo строились на личные средства Ассара Габриэльссона, который расстался с SKF в 1926 году чтобы занять должность управляющего директора нового предприятия - AB Volvo. В этой должности он пребывал до самой отставки в 1956 году. За четыре года до этого события с должности технического директора уволился Густав Ларссон. Оба компаньона еще долгое время продолжали входить в наблюдательный совет компании. Умер Ассар Габриэльссон 28 мая 1962 года.