Хроника: знаменитая мотоциклетка
Полная версия100 лет назад, 17 августа 1911 года, был выдан патент на трехколесный автомобиль марки Morgan.
Британская автомобильная компания Morgan уникальна: на протяжении всей своей истории она ни разу не меняла владельца. Она не просто принадлежит семейству Морганов, но и умудряется вопреки веяниям моды и прогресса выпускать архаичные модели в ретро-стиле. На рынке репликаров (автомобилей, стилизованных под старину) Morgan, безусловно, величина номер один. Причем, в отличие от соперников, компании Morgan не надо тратить время для поиска прототипа для своих новых разработок: достаточно обратиться к собственной истории.
А началось все с легких трехколесных автомобилей, которые в Великобритании назывались cyclecar’ами, что можно перевести как «мотоциклетка» или «мотомашина». Их главным преимуществом были налоговые послабления при постановке на учет и ежегодном сборе, поскольку из-за своих размеров и массы cyclecar приравнивался к мотоциклам с коляской.
Такие автомобили оснащались примитивным двухместным кузовом, чаще всего имели три колеса, а привод на единственное ведущее, заднее, осуществлялся ремнем или цепью без дифференциала.
Мотоциклетки пользовались спросом. В одной только Великобритании их изготавливали более сотни компаний! 14 декабря 1912 года Международная федерация мотоциклетных клубов (Federation Internationale des Clubs Moto Cycliste) даже разделила эти машины на два класса: тяжелый, полной массой до 350 кг, и легкий – до 300 кг.
Основатель компании Morgan Гарри Фредерик Стенли Морган (иногда его еще звали Генри, но писали его имя всегда HFS Morgan), родился в семье приходского священника. По-видимому, приход Соук Лэйси в Малверн-Линк приносил неплохой доход отцу, а до этого и деду Моргана, поскольку семья позволяла себе аристократическое увлечение моторизмом. Гарри Морган выучился на инженера, открыл со своим приятелем Лесли Бэконом гараж. Этот период изобилует фотографиями, где семья позирует у парадного подъезда имения викария, восседая в автомобилях, причем каждый раз в разных.
Накопленный опыт подтолкнул Моргана к созданию машины собственной конструкции, которая впервые была представлена публике на автосалоне в лондонском зале «Олимпия» 21 ноября 1910 года. В это время в Королевском патентном ведомстве уже лежала заявка на свидетельство об «Улучшениях в проектировании и устройстве трехколесных автомобилей и других легких самодвижущихся транспортных средств» за №20986.
В числе особенностей, претендовавших на первенство, были свечная (не путать с «МакФерсоном»!) независимая подвеска передних колес, румпель рулевого управления, двухдиапазонная главная передача (выбор осуществлялся подключением левой или правой цепной передачи с разным отношением шестерен). В передней части рамы поперечно подвешивался двухцилиндровый V-образный мотоциклетный двигатель, от которого шел вал, заключенный в силовую трубу рамы – к маятнику подвески заднего колеса. У водителя была единственная педаль – сцепления. Передачи, благо их было всего две, водитель переключал левой рукой, а рулил правой. Трубчатая пространственная рама обеспечивала конструкции отменную жесткость и малый вес.
Интерес к трехколескам Morgan оказался очень высок, так что 16 октября 1919 года HFS Морган открыл большую фабрику в Малверн-Линке, на улице Пикерследж. В этом помещении предприятие работает и в наши дни.