Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: знаменитая мотоциклетка

Полная версия

100 лет назад, 17 августа 1911 года, был выдан патент на трехколесный автомобиль марки Morgan.

 

HFS Морган на прототипе своего трехколесного автомобиля, 1909 год

Британская автомобильная компания Morgan уникальна: на протяжении всей своей истории она ни разу не меняла владельца. Она не просто принадлежит семейству Морганов, но и умудряется вопреки веяниям моды и прогресса выпускать архаичные модели в ретро-стиле. На рынке репликаров (автомобилей, стилизованных под старину) Morgan, безусловно, величина номер один. Причем, в отличие от соперников, компании Morgan не надо тратить время для поиска прототипа для своих новых разработок: достаточно обратиться к собственной истории.

Гарри Фредерик Стенли Морган (11.08.1881 – 15.06.1959 гг.) за рулем одного из своих трехколесных автомобилей. Правее – Алфи Хэйлз, занимавший должность начальника производственного отдела Morgan

А началось все с легких трехколесных автомобилей, которые в Великобритании назывались cyclecar’ами, что можно перевести как «мотоциклетка» или «мотомашина». Их главным преимуществом были налоговые послабления при постановке на учет и ежегодном сборе, поскольку из-за своих размеров и массы cyclecar приравнивался к мотоциклам с коляской.

Снимок сделан у парадного имения приходского священника весной 1914 года. Автомобили Morgan уже оснащены рулевым колесом. Небольшие цилиндры, свисающие под капотом, – глушители. В первом из автомобилей (модели Trial Car) сидят Гарри Морган и его жена Руфь, в соседнем – сестра Гарри Этель и ее муж Уильям Коуплэнд, а в солидном Humber 12-20HP выпуска 1911 года расположились отец Гарри – викарий Джордж Морган с супругой Флоранс, а также их дочери – Дороти и Фреда со своим будущим мужем Джорджем Хайнингсом

Такие автомобили оснащались примитивным двухместным кузовом, чаще всего имели три колеса, а привод на единственное ведущее, заднее, осуществлялся ремнем или цепью без дифференциала.

Мотоциклетки пользовались спросом. В одной только Великобритании их изготавливали более сотни компаний! 14 декабря 1912 года Международная федерация мотоциклетных клубов (Federation Internationale des Clubs Moto Cycliste) даже разделила эти машины на два класса: тяжелый, полной массой до 350 кг, и легкий – до 300 кг.

Обложка журнала The Cyclecar, изображающая Гарри Моргана перед установлением рекорда движения на гоночном кольце Бруклэнз 23 ноября 1912 года. За час его Morgan Runabout прошел расстояние 59 миль и 1120 ярдов, показав, таким образом, среднюю скорость около 120 км/ч. Отец Гарри, священник Джордж Морган (в цилиндре), пришел поддержать сына

Основатель компании Morgan Гарри Фредерик Стенли Морган (иногда его еще звали Генри, но писали его имя всегда HFS Morgan), родился в семье приходского священника. По-видимому, приход Соук Лэйси в Малверн-Линк приносил неплохой доход отцу, а до этого и деду Моргана, поскольку семья позволяла себе аристократическое увлечение моторизмом. Гарри Морган выучился на инженера, открыл со своим приятелем Лесли Бэконом гараж. Этот период изобилует фотографиями, где семья позирует у парадного подъезда имения викария, восседая в автомобилях, причем каждый раз в разных.

А так можно было гоняться на трехколесной мотоциклетке Morgan. Гарри и Руфь Морганы управляют своим автомобилем во время шестидневного триала в августе 1913 года

Накопленный опыт подтолкнул Моргана к созданию машины собственной конструкции, которая впервые была представлена публике на автосалоне в лондонском зале «Олимпия» 21 ноября 1910 года. В это время в Королевском патентном ведомстве уже лежала заявка на свидетельство об «Улучшениях в проектировании и устройстве трехколесных автомобилей и других легких самодвижущихся транспортных средств» за №20986.

В числе особенностей, претендовавших на первенство, были свечная (не путать с «МакФерсоном»!) независимая подвеска передних колес, румпель рулевого управления, двухдиапазонная главная передача (выбор осуществлялся подключением левой или правой цепной передачи с разным отношением шестерен). В передней части рамы поперечно подвешивался двухцилиндровый V-образный мотоциклетный двигатель, от которого шел вал, заключенный в силовую трубу рамы – к маятнику подвески заднего колеса. У водителя была единственная педаль – сцепления. Передачи, благо их было всего две, водитель переключал левой рукой, а рулил правой. Трубчатая пространственная рама обеспечивала конструкции отменную жесткость и малый вес.

Водяное охлаждение появилось на трехколесных автомобилях Morgan в 1914 году

Интерес к трехколескам Morgan оказался очень высок, так что 16 октября 1919 года HFS Морган открыл большую фабрику в Малверн-Линке, на улице Пикерследж. В этом помещении предприятие работает и в наши дни.

Как уверяли злые языки, в 1936 году компания Morgan принялась делать четырехколесные автомобили (на снимке первая такая модель, 4/4) поскольку проверенный поставщик, завод JAP, прекратил выпуск V-образных 2-цилиндровых моторов. Разумеется, настоящая причина крылась в ином – время трехколесок прошло. Впрочем, сегодня Morgan выпускает реплику трехколесного автомобиля

Подпишитесь на «За рулем» в

17.08.2011
Поделиться: