Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: глоток свободы

55 лет назад, 11–20 сентября 1956 года, на 2-й чехословацкой промышленной выставке в Брно состоялся дебют автомобиля Tatra-603.
Полная версия
Один из девяти прототипов Tatra-603 – экспонат II. v?stava ?eskoslovensk?ho stroj?renstv?, Второй чехословацкой машиностроительной выставки в Брно. Автомобиль еще оснащен составным лобовым стеклом

Этот автомобиль явился настоящим откровением, какого не ждали от социалистического государства. Его замысел был воплощен столь же смело, как и у появившегося годом раньше Citroen DS. Обе модели можно считать погодками, поскольку первые девять образцов Tatra-603 проходили испытания с 1955 года, а разнообразные показы машины проходили всю вторую половину 1956-го. Ярмарка в Брно определена как место официальной премьеры по единственной причине – это было крупнейшее мероприятие такого рода в Чехословакии.

Серийное производство Tatra-603 развернулось с 1957 года. На репродукции из рекламной брошюры автомобиль (лобовое стекло уже цельное) стоит рядом с чехословацким реактивным истребителем S-102, представлявшим собой лицензионный советский МиГ-15

Пока конструкторы Горьковского автозавода слепо подражали Ford и Chevrolet, коллектив завода в Копрживнице готовил «пражскую весну», или, если угодно, «брненскую осень». Конструкторское бюро Tatra, находившееся в Праге, привлекло для создания машины лучшие силы. Руководил проектом инженер Юлиус Мацкерле, чьи книги «Автомобиль сегодня и завтра», «Современный экономичный автомобиль» известны и в нашей стране. Tatra-603 мог создать именно такой человек – влюбленный в автомобиль, с широким кругозором и задатками популяризатора.

Ведущий конструктор Tatra-603 Юлиус Мацкерле (8.6.1909 – 11.9.1988 гг.). По одной из версий, вместе с единомышленниками он приступил к созданию машины тайно, без приказа руководства страны, которое считало, что заводу Tatra полагается сосредоточиться исключительно на грузовых автомобилях

Tatra-603 – это не просто очередная модель предприятия (хотя почти все легковые автомобили Tatra – исключительное явление). Tatra-603 – это программное заявление, декларация возможностей.

Эскиз «Валюты», сделанный Франтишеком Кардаусом 15 мая1954 года. Он наиболее близок к тому, что в итоге запустят в серию. Масштабные макеты автомобиля продували в аэродинамической трубе в испытательном центре ВВС в Летнянах. Эскиз хранится в заводском музее Tatra в Копрживнице

Своего рода манифестом стал и облик машины. Его автор – выдающийся чешский график и художник-конструктор Франтишек Кардаус. Его имя почти неизвестно россиянам. Хотя наверняка каждый житель Москвы и других крупных городов хоть раз проехался в трамвае Tatra, форму которого придумал Када, как звали Кардауса друзья. Главный конструктор завода Tatra Владимир Попелярж познакомился с Кардаусом в 1947 году и переманил его из оформительского искусства в промышленность.

Франтишек Кардаус (25.3.1908 – 20.2.1986 гг.) – автор дизайна малолитражного автомобиля Tatraplan, грузовиков Tatra-138 и Tatra-148 и другой техники. В доработке формы Tatra-603 принимали участие Зденек Коварж, Йозеф Халупа и Владимир Попеларж (главный конструктор завода)

Интересно, что первоначально машина должна была получить имя собственное – «Валюта» (что, вероятно, подразумевало ее недюжинный экспортный потенциал).

Интерьер первой серии Tatra-603. Приборную панель разработал инженер Любомир Жпук, которого главный конструктор Tatra «одолжил на время» у знаменитой кузовостроительной мастерской Karosa Йозефа Содомки

603-я очень «вкусно» сконструирована. В первую очередь поражает ее аэродинамический силуэт – причем разработчики радикально решили проблему плохой обзорности назад, фактически заменив скат крыши двумя панорамными стеклами. Кузов очень просторный – все диваны трехместные.

Расположение запасного колеса Tatra-603 также было продиктовано соображениями развесовки

Три фары диаметром 170 мм, композиционно объединенные хромированным обрамлением, находятся там, где мы привыкли видеть радиаторную решетку. Задумывалось, что внешние фары будут поворачиваться вслед за колесами, а центральный прожектор дальнего света бить строго вперед. Воплотить задумку не пришлось. (Идею поворотных фар впоследствии реализует Citroen.)

Citroen DS и Tatra-603 на улице смотрятся равноценными соперниками. Во всяком случае, ни французы, ни чехи не шли проторенными путями. На снимке – 603-я позднего выпуска, так называемая 2-603 II. У нее дисковые тормоза на всех колесах, счетверенные фары и, возможно, бесконтактная электронная система зажигания (Tatra-603 в 1973 году стала первым чехословацким автомобилем с такой системой)

В заднем свесе машины располагался типичный для Tatra двигатель V8 воздушного охлаждения, наделявший машину характерным шелестящим «голосом». (Кстати, из-за него пришлось устанавливать автономный бензиновый отопитель Eberspacher.) Задняя подвеска – с качающимися полуосями, как принято в том числе и у грузовиков Tatra. Недостаток такой конструкции – заметное изменение колеи и углов развала колес под нагрузкой. Для скоростной машины, к тому же с двигателем сзади – это очень критично, и чтобы как-то сгладить кинематические особенности подвески, применили целую систему дополнительных тяг. Передняя подвеска – это по сути «Макферсон». Пружинно-амортизационные стойки позволили выкроить место под просторный багажник.

Компоновочная схема Tatra-603. Автомобиль выпускался в трех сериях, 603-1 (1956 – 1963 гг.), 2-603 (1963 – 1968 гг.) и 2-603 II (1968 – 1975 гг.)

Когда подготовка к производству машины завершалась, иссяк бюджет. Выручило то, что испытатели приятельствовали с водителем заместителя премьер-министра Вацлава Копецкого. Прототип показали чиновнику, и тот выделил недостающую сумму.

Двигатель V8 рабочим объемом 2,45 л был спроектирован под руководством Юлиуса Мацкерле Юрием Клосом и Йозефом Свободой

Автомобиль приняли с воодушевлением не только в Чехословакии, но и в Европе. В 1958 году им восторгались на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1959-м он завоевал приз на Конкурсе элегантности в Висбадене. В 1960-м заводская команда на 603-х выступила в ралли Монте-Карло. Настоящий культ «татр» начался в Швейцарии.

На компоновочной схеме автомобиля (это один из ранних эскизов) видно расположение аккумуляторов и «запаски», а также конструкция подвесок

Элегантный автомобиль заслуживал столь же эффектной подачи. В 1962-м вышел рекламный фильм с сюжетом, достойным Ярослава Гашека. Хитрый механик в гараже вешает на задний номерной знак табличку «Счастливого пути!», и водитель оправдывает ожидания. Он превышает скорость, обгоняет в   «слепых»  поворотах, подрезает других, несется по узким улочкам средневекового городка впритирку к стенам, штурмует броды - эти трюки знаменитый чешский чемпион Ярослав Павелка, играющий роль водителя, проделывает виртуозно.

Все это время рядом с водителем невозмутимо восседает супружеская чета. Разумеется, никто не пристегнут. Познавательное зрелище – дает представление о том, насколько легкомысленно относились в ту пору к пропаганде безопасности движения. Причем очень хорошо видно, как проявляется избыточная поворачиваемость, неизбежная при заднемоторной компоновке вкупе с особенностями задней подвески.

Автомобиль оснащался синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач. На иллюстрации из описания машины видна порочная схема задней подвески. Отдельно показан принцип работы гидравлического привода сцепления

В умелых руках пана Павелки Tatra-603 была послушна, но от рядового водителя требовала предельной сосредоточенности. В те годы активной и пассивной безопасностью еще не занимались столь плотно, как сейчас. О создании еще одной заднемоторной модели говорилось с гордостью. Для горных дорог Чехословакии такая компоновка сулила преимущество – ведущие колеса на подъеме дополнительно нагружались массой силового агрегата. Однако уже на спуске надо было держать ухо востро.

Иллюстрация с обложки известного всем автомобилистам СССР журнала «Чехословацкое мотор-ревю»

Вскоре Tatra-603 соберет свой мартиролог. И хорошо еще, если бак автомобиля оказывался полным. Если нет, у автомобиля, влетающего в препятствие, бензобак взрывался. Дело в том, что для лучшего распределения веса по осям аккумуляторы были помещены в передние крылья, а бензобак находился над ногами водителя.

В 2007 году поставщик комплектующих для автомобильных интерьеров Faurecia представил шоу-кар на основе Tatra-603 с распашными дверьми и концептуальным салоном

К слову, в ту пору в США свой печальный список вел заднемоторный Chevrolet Corvair. И неизвестно, чей список окажется длиннее – Tatra-603, выпущенной в количестве 20 422 штук, или Chevrolet Corvair, произведенный числом 1 786 243 экземпляра.

Tatra-603 – участник ралли Монте-Карло 1960 года. Фото: Wikipedia
Мастерски выполненное оформление задней части автомобиля – необходимость крупных воздуховодов не ущемляет эстетику, как на «ушастом» «Запорожце». Даже в заднем буфере проделано отверстие для отвода воздуха!

Подпишитесь на «За рулем» в

16.09.2011
Поделиться: