Делать иномарки в России себе дороже
Как пишет бизнес-газета РБК-daily, Boston Consulting Group (BCG) с июня по декабрь прошлого года провела серию интервью с руководителями 27 российских и иностранных компаний. В исследовании приняли участие представители АВТОВАЗа, ГАЗа, Toyota, Volkswagen, Renault, Volvo и BMW, Ford, GM и Chrysler, а также Минпромторга и 15 поставщиков (в том числе Magna, ZF, Lear и Bosch).
Дно на отечественном автомобильном рынке может быть достигнуто в 2010 году.
В результате аналитики просчитали четыре возможных варианта развития, из которых наиболее вероятным сочли сценарий «обвала рынка».
Согласно последнему, в этом году ВВП страны упадет на 2%, а продажи автомобилей составят 1,8 млн штук. В следующем году ВВП упадет еще на 1%, а продажи снизятся до 1,7 млн. В 2011 году рост должен возобновиться, а в 2012-м объем продаж достигнет 2,3 млн.
Есть и более пессимистичный сценарий. Он предполагает, что продажи упадут до 1,4 млн автомобилей, но рост также возобновится в 2011—2012 годах.
Сегодня у производителей фактически единственным стимулом для локализации являются высокие таможенные пошлины, считают в BCG.
Большинство опрошенных участников рынка отмечают, что российское производство обходится на 5—20% дороже, чем на родном рынке. Причинами этого являются небольшие объемы производства, высокие затраты на логистику, а также низкое качество работы, которые не компенсируются более дешевой рабочей силой.
При том что локализация необходима автопроизводителям для снижения валютной составляющей в себестоимости, она серьезно затруднена.
В России присутствуют только 20 международных поставщиков, удовлетворяющих 3% потребностей рынка. Из местных поставщиков только 5% удовлетворяют требованиям по качеству (средний процент брака 200—1000 деталей на 1 млн, при международных 70).
Низкая культура качества увеличивает расходы автопроизводителей на обучение и контроль поставщиков. Низкая прибыльность рынка и длинный период выхода на окупаемость не позволяют и международным поставщикам обосновать свой выход на российский рынок.
Тем не менее только локализация позволит автопроизводителям не утратить объемы на российском рынке, считают в BCG.