Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: первый автобан

Полная версия

 

90 лет назад, 24 сентября 1921 года, открыта первая германская скоростная дорога – Autobahn.

С высоты птичьего полета открывается вид на северный платежный терминал и на прямик трассы AVUS

Первый автобан построили на юго-западной окраине Берлина, прорубив просеку в лесу Грюнвальд. Протяженность дороги была совсем невелика – всего 8 с небольшим километров. Сегодня и не поймешь, улица это или шоссе – город разросся и давно поглотил трассу. Этот автобан явился пробным камнем. Недаром он получил название Automobil-Verkehrs- und ?bungs-Stra?e, дословно  «Автомобильно-транспортная и тренировочная улица», АФУС.

Инаугурационные заезды 24 сентября 1921 г. Автомобиль с необычной решеткой радиатора не менее экзотично называется – Fafnir. Фафнир – персонаж из оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга», стерегущий золото. Компания с таким названием действовала в немецком Аахене с 1908 по 1926 год. Автомобили Fafnir с четырехцилиндровыми верхнеклапанными моторами литрового объема благодаря компрессору могли развивать мощность 90 л.с.

С инициативой строительства трассы автомобильный клуб Германии AvD выступил еще в 1909 году, но до начала Первой мировой войны мало что было сделано. Рубить просеку и вынимать первые кубометры грунта выпало русским военнопленным.

Дорога получила две полосы проезда шириной восемь метров, разделенные между собой восьмиметровой зеленой полосой. По каждой полосе движение шло только в своем направлении. Покрытием дороги («одеждой») был асфальт. Идеально прямой, автобан законцовывался двумя виражами, вымощенными торцовым кирпичом – клинкером. Северный назывался Nordkurve, южный – Südschleife. Поскольку прокладывало АФУС частное общество Гуго Штиннеса, выезды с дороги увенчали платежными терминалами – до прихода к власти Гитлера никто и не думал делать германские автобаны бесплатными для проезда.

Наблюдательная башня у северного виража АФУС (архитектор - Эдмунд Мёрин). Вираж проходит будущий победитель гонки AVUS Rennen Герман Ланг за рулем 646-сильного Mercedes-Benz. Снимок 1937 года из Bundesarchive-Potsdam/Wikipedia

На АФУСе проводили немало гонок и рекордных заездов. Первые соревнования здесь состоялись 24 сентября 1921 года. Фриц фон Опель на автомобиле своей фирмы развил скорость 128,840 км/ч. Местность вокруг трассы преобразилась к 1936 году, когда Германия готовилась к Олимпийским играм. Во время олимпиады, кстати, по АФУСу пролегала марафонская дистанция. К гоночному сезону 1937 года была завершена перестройка Nordkurve, получившего головокружительный уклон 43,6 градуса.

Та же башня сегодня, перестроенная в мотель «AVUS». А трасса превратилась в обычную городскую улицу

Первые гонки послевоенного периода прошли на АФУС в 1951 году. Всем запомнился «полет» немца Рихарда фон Франкенберга 16 сентября 1956 года. На своем Porsche 645 Spider 1500 он зашел в вираж слишком быстро и вывалился за кромку воронки. Пролетев около 15 метров, машина ударилась в землю и вспыхнула. Счастливчик Франкенберг уцелел. В 1959 году АФУС единственный раз принимал у себя гонки Большого приза Германии. Это единственный случай в истории, когда Формула 1 проводилась внутри социалистического блока. Победил тогда Тони Брукс на Ferrari. Пресловутый «Северный вираж» был снесен в 1967 году, поскольку уже не представлял ценности для гонок – международная федерация автоспорта FIA изменила правила.

В клинкерной воронке виража – соперник Ланга, Берндт Роземайер на Auto-Union

После разделения Берлина на оккупационные сектора АФУС целиком оказался под американской юрисдикцией. Южная оконечность трассы стала «пропускным пунктом Би», или «Браво», в американский сектор. Когда в 1961 году Берлин разделила стена, на южной оконечности трассы снесли вираж и сооружения трассы и возвели мощный наблюдательный и контрольно-пропускной комплекс.

В апреле 1998 года муниципалитет принял решение больше не проводить гонок на АФУС. Отрезок протяженностью 8,3 км стал обычной дорогой. Но трибуны сохранились

Сегодня его заброшенные руины служат наглядным памятником противостоянию. В апреле 1998 года решено было больше не проводить на АФУС гонок. На северной оконечности сохранились трибуны, мимо которых проносятся по улице автомобили, и наблюдательная вышка, перестроенная в мотель.

Строительство скоростных дорог по образцу АФУС у Германии переняла Италия, первой в Европе создав сеть автострад. Придя к власти, Гитлер отобрал пальму первенства у своего соперника Муссолини, превратив строительство высококачественных дорог в локомотив экономики. В 1938 году в Германии сдали 3046 километров автобанов.

В память о мотоциклетных баталиях на северном вираже установлен этот памятник. Эвальд Клюге на DKW пытается достать Эрнста Якоба Хенне на BMW. Скульптор Макс Эссер

Километр дорог обходился примерно в 220 – 420 тысяч марок (расчетная цена Volkswagen составляла 1000RM). На предвоенный уровень ФРГ выйдет только в 1965 году. Проезд по немецким автобанам бесплатный. Считается, что и скорость на них не ограничена, однако безлимитных участков (они отмечены знаком, который у немцев в ПДД прописан как Ende aller Streckenverbote, конец всех ограничений) становится все меньше. Зато прибавляется знаков с синим полем, указывающих рекомендуемую скорость.

Знаменитый «полет» немца Рихарда фон Франкенберга на своем Porsche 645 Spider 1500 в северном вираже 16 сентября 1956 года. Пилот остался жив

Richtgeschwindigkeit – рекомендованная скорость на автобанах  – чаще всего равна 130 км/ч. Можно ехать и быстрее, однако если на таком участке на превышенной скорости произойдет ДТП, возникнут проблемы со страховой компанией.

«Вы покидаете американский сектор». Пропускной пункт «Браво», он же Grenz?bergangsstelle Drewitz-Dreilinden (название дано по городским районам Дрейвиц и Дрейлинден) располагался прямо на южном окончании трассы АФУС. Сам вираж американцы снесли

Подпишитесь на «За рулем» в

24.09.2011
Поделиться: