Хроника: китайское «Освобождение»
Полная версия55 лет назад, 15 октября 1956 года, в Китайской Народной Республике был открыт «Автомобильный завод №1».
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 т. Собственно, и Чанчуньский автозавод был, по сути, копией московского ЗиСа.
«Русский с китайцем – братья навек» – пелось в известной песне начала 50-х годов, когда Мао Цзэдун приезжал к старшему брату, мудрому вождю и учителю Сталину, в Москву, посмотреть балет в Большом театре. 14 февраля 1950 года было подписан договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и Китаем. Сотрудничество с Китаем было одним из приоритетов внешней политики СССР в период холодной войны. Участие в войне не совсем холодной – корейской 1950 года – выявило слабую техническую оснащенность союзника. Решено было оказать Китайской Народной Республике безвозмездную помощь в виде передачи технологий. Третьего апреля министерство тяжелой промышленности КНР утверждает проектный план автомобильного завода в Чанчуне по выпуску 30 000 грузовиков в год. Первым директором завода (он тогда носил номер 652) назначен Жао Бинь.
Девятого июня 1953 года председатель КПК Мао Цзэдун подписал Директиву ЦК КПК «О сооружении автозавода в Чанчуне в течение трех лет», а в конце июня, заслушав доклад главы Госсовета КНР Чжоу Энлай о начале работ по строительству автозавода, оставил каллиграфическую запись на камне, который предстояло заложить в фундамент Первого автомобильного завода. 15 июля состоялась церемония закладки.
В 1953 году на МосЗиСе было создано специальное управление АЗ-1 (Автомобильный завод №1) под руководством инженера П.А.Цветкова. Оно и возглавило проектные работы по Чанчуньскому автозаводу.
Чанчунь – «северный город весны», административный центр провинции Гирин в северо-восточной части Китая. Строительство завода решительно перевернуло жизнь этого провинциального центра. Кроме автозавода в городе возводили кинофабрику по образцу «Мосфильма».
Был составлен генеральный план завода в целом и отдельных корпусов, где предполагалось разместить цеха «Мотор», «Коробка скоростей», «Шасси», сборки и испытаний автомобилей, метизный, литейный, кузнечный, арматурный, прессовый, термический и т. д.
Объем работ был настолько велик, что к проекту привлекли более 20 советских организаций.
Было спроектировано и изготовлено 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента. Специалисты из Москвы возвели в Чанчуне теплоэлектроцентраль, автоматическую телефонную станцию и многое другое. В сентябре 1953 года для помощи в строительстве в Чанчунь вошла Пятая строительная дивизия Национальной освободительной армии КНР. Город с большим вниманием наблюдал за происходящим.
В КНР съездили в командировку около 200 высококвалифицированных специалистов МосЗиСа. Группу советских специалистов в Чанчуне возглавлял инженер Б.И.Сигачев. Непосредственно запуском завода руководил начальник производства Московского автозавода А.В.Кузнецов. Параллельно на столичном заводе прошли годичную практику 550 китайских товарищей. В интервью корреспонденту «Огонька» старший технолог цеха «Шасси» Чжао Шифан, вспомнил, что один из руководителей группы практикантов, Г.К.Царев, начал «практические занятия» с того, что помог выбрать меню в заводской столовой.
Результат превзошел все ожидания – план выпуска 1956 года был выполнен на…133%. Было собрано 1700 машин. Сегодня выросшая из «Автозавода №1» компания FAW (First Automotive Works) является крупнейшей в Китае промышленной группой по выпуску автомобильной техники.