Хроника: передать в Россию
Полная версия80 лет назад, 7 декабря 1931 года, с конвейера завода «Ривер Руж» в Дирборне сошел последний автомобиль Ford A. В 1932 году выпуск этой модели развернули в СССР.
Генри Форд был человеком крайне консервативных взглядов. Биограф промышленника Роберт Лэйси упоминает эпизод, когда в 1912 году Форд с яростью накинулся на усовершенствованный вариант «модели Т», который инженеры соорудили без его ведома. Форд не успокоился, пока не искорежил автомобиль полностью.
Из-за скверного характера шефа от него ушел в General Motors одаренный управленец Уильям Кнудсен – это была серьезная потеря еще и потому, что Кнудсен публично критиковал Форда. В 1927 году отделение Chevrolet впервые продало автомобилей больше, чем Ford Motor Co.
Осуждали Форда не только работники промышленности. Известный писатель Эптон Синклер сочинил (поговаривали, не без поощрения профсоюзов) роман «Автомобильный король», где описал в том числе и манеру Форда менять модели: «Тайна сохранялась до последней минуты. Новые автомобили уже были в производстве; образцы, зашитые в холщовые мешки, были отправлены в демонстрационные помещения. Поступило четыреста тысяч предварительных заказов – покупали поросенка в мешке».
Конечно, после 18-летнего выпуска Ford-T новинка – Model A – действительно выглядела откровением. Скажем, больше не приходилось переключать передачи ногами.
Своевременный запуск в 1928 году «модели Эй» спас дело Форда, когда в октябре следующего года Америку потряс биржевой крах. В кратчайшее время «модель Эй» принесла прибыль в $91 млн. (тут же, впрочем, съеденную девальвацией). Всего было выпущено 4 849 340 экземпляров Ford Model A.
Напротив, модели 1932 года – Model B и Ford Model 18 (более известная как Ford V8) – представлялись всего лишь усовершенствованиями Model A. А причиной – все та же Великая депрессия, заставившая Форда ускорить обновление модельного ряда и сделать это с наименьшими затратами. Кроме того, минимальные изменения позволили сократить простой завода, вызванный переоснащением под новую модель. При переходе с Model T на Model A предприятия Форда не работали целых полгода.
Автомобили Model A продавались по цене от 500 до 1200 долларов в зависимости от типа кузова. Model B стоила $460-650. Ее четырехцилиндровый двигатель развивал 50 л.с. против 40 л.с. «модели Эй». Прирост был достигнут при сохранении прежнего блока цилиндров – использовали новый коленчатый вал, изменили высоту подъема клапанов и установили более современный карбюратор. Это была одновременно инженерная победа и маркетинговое поражение, поскольку поступившая вместе с Ford Model B в продажу восьмицилиндровая «модель 18» стоила на каких-то десять долларов дороже. И она, конечно, была мощнее. Рассказывали, что Генри Форд так объяснил свой выбор двигателя: «Chevrolet делает шесть цилиндров, а мы дадим V8». В результате инженерам Ford Motor Co. удалось создать самый дешевый в мире автомобиль с двигателем V8. Главное, она была мощнее, быстрее и дешевле Chevrolet.
Прекращение производства Model A ознаменовало переход Ford Motor Co. на более гибкий график – уже в 1933 году Model B заметно усовершенствуют вновь, а в 1934-м начнут выпуск следующей модели, известной как Ford 40.
Журнал «За рулем» постоянно следил за перевоплощением Ford Model A в ГАЗ-А и довольно критически отзывался об устройстве американского прототипа.