ЗиС-154 (1946-1950 гг.) Статистика выпуска автобуса по годам такова: в 1946 году – два опытных образца; в 1947-м – 80 машин; в 1948-м – 404; в 1949-м – 472; в 1950-м – 207
Эскиз автобуса вагонной компоновки, выполненный перед войной сотрудником НАТИ Юрием Ароновичем Долматовским. Изображение с ресурса www.avtoar.com
Один из двух опытных образцов автобуса, декабрь 1946 года. Изображение с ресурса www.avtoar.com
Силовой агрегат располагался в задней части кузова поперечно, освобождая дополнительное место в салоне. Фото Александра Страхова-Баранова
Над силовым агрегатом устанавливался пятиместный диван. Всего в автобусе предусматривалось 60 мест, из них 34 сидячих. Сиденья, как следовало из описания, обивались плюшем или текстовинилом (т.е. дерматином). Автобус эксплуатировался экипажем в составе водителя и кондуктора. Кондуктору предписывалось подавать водителю сигналы: один звонок – окончена высадка пассажиров, два звонка – закончена посадка, можно отправляться. Фото Александра Страхова-Баранова
Рабочее место водителя. Отсутствие необходимости выжимать сцепление и орудовать рычагом коробки передач существенно облегчало работу на маршруте. Для изменения направления движения служил переключатель хода (виден слева под рулем). Пользоваться им можно было только при полной остановке и убрав ногу с педали подачи топлива – во избежание оплавления контактов. Троганье перегруженного автобуса или же начало движения на подъеме совершаются с предварительным переводом режимного переключателя в нижнее положение (загородный режим). Величина тягового усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя. Фото Александра Страхова-Баранова
Автобусы в 1-м автобусном парке перед выходом на линию. Наметанным взглядом из своей конторки начальник автопарка по выхлопу определял: сизый – изношены поршневые кольца или гильзы, масло в камере сгорания; бело-бурый – износ форсунок или обрыв сопла распылителя. Фото Евгения Эвзерихина, РГАКФД
Единственный ЗиС-154 находится сегодня в коллекции музея Мосгортранса. Фото Александра Страхова-Баранова