ГАЗ-3102 на рисунке Александра Захарова для исторической серии «За рулем», в 1982 году целиком посвященной истории Горьковского автозавода
Работы над новой «Волгой» начались еще до запуска в серию ГАЗ-24. На снимке – выездной художественный совет Министерства автомобильной промышленности. Обсуждается натурный пластилиновый макет автомобиля работы Ления Ивановича Циколенко и Николая Ивановича Киреева. Фото из архива В. Н. Носакова
Циколенко и Киреев за лепкой раннего макета 3101,. 1969 год. Этим дизайнерам принадлежит авторское свидетельство на внешний вид ГАЗ-24 «Волга». Однако над окончательным обликом ГАЗ-3102 Циколенко не работал. Фото из книги Александра Лекае «Новая Волга»
В 1970-е годы новые разработки особенно никто не скрывал: опытные образцы ГАЗ-3101 и ГАЗ-3102 вместе с текущей продукцией завода и историческими машинами на выставке перед родным предприятием. Фото Владимира Носакова
Почтовая марка, выпущенная к XXVI съезду КПСС, – помпезная и ни о чем. На дворе – глухой застой…
Снежная идиллия на пленке ORWO: один из опытных образцов ГАЗ-3102, 1977 год. По нему можно проследить, как буквально в нюансах дизайнеры Киреев и Волков приводили переднюю часть автомобиля к привычному нам серийному виду. Фото из архива В.Н.Носакова
Окончательные пропорции передка найдены. Натурный пластилиновый макет в Художественно-конструкторском бюро ГАЗа. Фото из архива В. Н. Носакова
Традиционный снимок у озера Рица во время государственных испытаний, зима 1979 года. Помимо дизайнеров Н.И.Киреева и С.В.Волкова над ГАЗ-3102 трудились конструкторы В. Б. Реутов, В. А. Доброхотов, В. М. Цырлин, М. М. Глумов, испытатели Ю. В.Тихонов, Н. Н. Димов, Ю. Л. Левченко
«Подарок съезду». ГАЗ-3102 из опытно-промышленной партии, 1981 год. «Волгу» ГАЗ-3102 собирали по 2,5 тысячи машин в год. До 2001 года сделали 108 105 экземпляров. Фото из архив В. Н. Носакова
Взамен снятой в 1987 году с производства «Чайки» ГАЗ предложил использовать «Волги» с улучшенной отделкой и моторами V8, до этого поставлявшиеся исключительно для спецслужб: ГАЗ-31013 с 5,53-литровым и ГАЗ-31011 с 4,25-литровым двигателями. Однако эти машины так и остались прототипами
Прототип обновленного ГАЗ-24-10 с наружными панелями кузова от ГАЗ-3102 на демонстрационном полу в ХКБ ГАЗ. Завод экспериментировал также с универсалами ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-3102, благо и серийные универсалы ГАЗ-24-02, и ГАЗ-3102 собирали в ПАМСе (Производство автомобилей малых серий). Во второй половине 1990-х, отвечая на повышенный спрос на «Волги», завод начнет выпуск ГАЗ-31029, используя запасной комплект штамповой оснастки для ГАЗ-3102. У этой модели, как и у «двадцатьчетверки», бензобак вернется на прежнее место в пол багажника, а запасное колесо вновь встанет торчком в багажном отделении. Фото: www.autowp.ru