Боссы автопрома: Парижский автосалон стал «пиром во время чумы»
Полная версияВ кулуарах Парижского автосалона представители компаний-производителей признали, что, как ни плохи были продажи этого года, европейский автопром ждет еще более тяжкое будущее.
В статье, опубликованной порталом Automotive News, ситуация названа еще более жестко - «катастрофа». Такой приговор, по мнению авторов, можно вынести, суммируя заявления боссов мирового автопрома на Парижском автосалоне.
А ведь еще совсем недавно эти же люди говорили, что «чувствуют незначительный эффект от проблем неплатежеспособных стран южной Европы». В кулуарах автосалона в Париже несколько боссов компаний-автопроизводителей признали в интервью Reuters и Bloomberg, что такая же атмосфера царила на автошоу в Детройте 2009 года, когда фирмы показывали новые модели и уже знали, что впереди их ждет чрезвычайно неудачный год.
«Европейский рынок автомобилей - это катастрофа, - сказал генеральный директор Fiat-Chrysler Серджио Маркионне. - Он упал с обрыва, и кажется, что мы еще не достигли нижнего предела. Перспективы отнюдь не радужные».
Финансовый директор Volkswagen AG Ханс Дитер Пётш оценил перспективы еще более мрачно. По его словам, «неясно, все ли автопроизводители смогут пережить ситуацию без государственной помощи». И, судя по всему, метя в Fiat, добавил: «Особенно это касается автопроизводителей в южной Европе, которые производят небольшие автомобили».
Генеральный директор VW Мартин Винтеркорн также заявил журналистам, что 2013 год будет «очень сложным, особенно в Европе».
В течение августа, по данным Европейской ассоциации автомобильной промышленности (ACEA), европейские продажи автомобилей составили 8,6 млн, что означает 7-процентное падение продаж.
Сюзан Доэрти, глава Chevrolet в Европе, заявила, что ситуация напомнила ей неприятности, которые переживал General Motors, когда он оказался в ситуации банкротства в конце 2008 года. Она сказала, что август был отрезвляющим месяцем и стал ударом даже для ранее «здоровых» брендов, что, по ее мнению, делает перспективы конца этого и грядущий 2013 год обескураживающими.
Масахиро Моро, исполнительный директор, отвечающий за глобальные продажи Mazda Motor Corp., заявил, что автопроизводители, «в том числе и премиальных марок», снижают цены, чтобы создать спрос и уменьшить раздутые запасы на фоне продолжающегося 11 месяцев подряд снижения продаж в Европе.
Mazda, по словам Моро, находится под меньшим давлением, так как компания уменьшила свои складские запасы в Европе еще в начале этого года. «Это было болезненное решение, но мы провели инвентаризацию и сократили запасы в начале этого года, так что теперь мы справляемся с ситуацией довольно неплохо, используя большие скидки», - сказал он.
Чтобы увеличить продажи, автопроизводители стали прибегать к практике самостоятельной или дилерской регистрации новых транспортных средств. Эта практика подразумевает оформление новых автомобилей как «проданных» компаниями себе самим, что позволяет в последующем на законном основании реализовывать их как «подержанные» с большой скидкой. Как признал Моро, сейчас у дилеров имеется значительное число подержанных автомобилей с нулевым пробегом.
То, что автопроизводители вовсю используют крупные скидки, чтобы поддержать продажи, признал и Колин Додж из Nissan Americas, заявивший, что «это самая крупная волна дискаунта на новые автомобили, которую я видел с конца 2008 года в Соединенных Штатах. Я не помню периода хуже, кроме кризиса и последующего банкротства Lehman Brothers (инвестиционный банк в США, разорившийся в 2008 году. - Ред.)», сказал он. «То, что происходило в течение последних трех месяцев, вызвано затовариванием складов, когда все участники рынка искусственно стимулировали продажи, задрав их общее число вверх. Теперь же общее количество продаваемых автомобилей снижается к более реальным показателям, отражающим истинную потребность рынка». По мнению Доджа, эта ситуация продлится еще не год и не два.
Признанием серьезности ситуации и высокого уровня безработицы среди молодежи как одного из ее факторов служит тот факт, что представители Volkswagen Group на мероприятии, предварявшем открытие салона, уделили четверть часа на то, чтобы поговорить о своей европейской программе обучения для 10 000 выпускников вузов и 5000 учеников. «Мы все озабочены долговым кризисом, сочетающимся с высоким уровнем безработицы среди молодежи», - заявил журналистам пресс-секретарь Volkswagen Group Штефан Грюзем. Его босс Мартин Винтеркорн подчеркнул, что «нынешний автосалон проходит в неспокойные времена», но заверил: «Мы убеждены, что концерн Volkswagen будет продолжать путь, по которому он идет». По его словам, у компании есть «правильные автомобили для нынешнего времени».
Другие боссы мирового автопрома были менее оптимистичны. В частности, Карлос Таварес из Renault-Nissan полагает, что начало возвращения рынка к прежнему состоянию в ближайшем будущем не проглядывается.