Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Fiat Uno уходит в прошлое

Мировой автопром попрощался с одной из своих классических моделей – последний Fiat Uno сошел с конвейера.
Полная версия

Модель Fiat Uno, бесспорно, является одним из классических европейских автомобилей. При его появлении на свет в 1983 году  очень современный на тот момент и стильный дизайн мгновенно сделал Uno хитом. В начале 80-х прошлого века Витторио Гиделла приступил к работе над машиной, которой предстояло стать достойным преемником популярных моделей Fiat 127 и Fiat 850. Новинка должна была стать началом новой большой эры для итальянского бренда. Современные линии кузова от Джуджаро и красивое, сильно звучащее Uno стали немаловажными слагающими успеха. Амбициозно стремясь представить новинку не только итальянской и европейской, но и мировой аудитории, первый Uno показали не где-нибудь, а на мысе Канаверал – центре американской космической программы. По-видимому, нынешние амбиции итальянцев по части покорения Америки с моделью Fiat 500 имеют давние корни…

Конечно же, Uno тогда был далек от того, чтобы покорить сердца американских автомобилистов, но он начал долгий и славный путь, который даже после замены на большинстве рынков на модель Punto продолжался по дорогам Южной Америки, где бегают его близнецы по имени Fiat Mille бразильской сборки. Но и они уходят в прошлое вместе с этим годом.

Fiat запустил Uno в январе 1983 года и предложил его в трех- и пятидверном кузовах. Эта концепция была затем продолжена на модели Punto, потому что спрос на пятидверные автомобили в 80-е годы серьезно увеличился. Первоначально было доступно три версии с индексами 45, 55 и 70 в исполнении S или ES. Последняя означала «Энергосбережение». Автомобили различались мощностью бензиновых двигателей и их объемом – 0,9, 1,1 и 1,3 литра. Вскоре к ним добавился 45-сильный дизельный моторчик объемом 1,3 литра. Задняя подвеска была полунезависимая, в то время как спереди использованы стойки McPherson. Уже тогда Uno мог похвастать дисковыми тормозами спереди, сзади устанавливались барабанные тормозные механизмы.

Характерный итальянский дизайн был одним из важных факторов популярности модели, равно как просторный салон и экономичность. Все это собрание добродетелей позволило Uno стать «Автомобилем года» в 1984-м. В том же году была запущена в производство модель Uno SX. Это была люксовая версия Uno 70S. В 1985 году обновилась линейка моторов, в которой дебютировал литровый агрегат FIRE мощностью 45 л.с. Модель Uno 55, получив новый комплект двойных карбюраторов, позволивших довести мощность до 58 лошадиных сил, стала называться Uno 60. Кроме того, комплектацию ES заменили SL.

Оригинальный дизайн Giugiaro был первоначально предназначен для автомобиля Lancia. В конце 70-х Джан Марио Россиньоло, генеральный директор Fiat SpA, дал задание работать над преемником модели Lancia A112 (Autobianchi A112), но производство Fiat было приоритетом, и дизайн был отдан ему.

Фанаты скорости получили свое, когда в 1985 году Fiat в сотрудничестве с Abarth начали выпуск потрясающего по тем временам автомобиля Uno Turbo IE с двигателем объемом 1301 куб. см, мощностью 105 л.с.,  с дисковыми тормозами на всех осях и системой Antiskid – аналогом нынешней ABS. Эта «маленькая бомба» исполняла классический спринт до сотни за 8 секунд и развивала максимальную скорость в 200 км/ч. От среднемоторного спорткара Bertone Fiat X1/9 автомобиль получил электронный впрыск и турбину водяного охлаждения. Одновременно с ним появилась первая модификация Uno с турбодизелем объемом 1,4 литра, развивавшим 70 л.с.

Именно к этому времени относится начало производства Uno в Бразилии. Модели Uno CS и Duna в Европе провалились, но обычный  Uno оставался победителем и преодолел планку продаж в 1 млн экземпляров в 1985 году.

На второй серии Uno в 1988 году использовался 1,7-литровый дизель от Fiat Ritmo. Автомобиль был представлен во Франкфурте с узнаваемым, но более современным дизайном, который немного раньше уже дебютировал на модели С-класса Tipo, а позднее был использован на моделях Tempra и Croma s2. Благодаря успеху Uno стало возможным его производство на новом дорогостоящем роботизированном конвейере завода в Ривальта. Это привело к тому, что  автомобиль стал доступен в широкой гамме цветов – 15, из которых 5 были с оттенком металлик. В этот золотой период за год производилось 450 000 экземпляров Uno.

В 1988 году появились несколько специальных версий, таких как Uno Sting. Они располагались в рыночной нише между стандартными Uno и Uno С. Далее следовали Uno 60, 72-сильный Uno 70 и Turbo, развивавший 118 л.с. Версия 60 S стала основой для Uno Selecta, который оснащался вариаторной трансмиссией.

Италия и остальная Европа распрощались с Uno в 1995 году, однако производство этого автомобиля под именем Fiat Mille продолжалось вплоть до прошлого месяца. На остальных же рынках его сменил Fiat Punto. Кстати, и ему уже скоро уходить – в Fiat объявили, что эта глава в истории марки также подходит к концу и закончится с появлением автомобиля семейства Fiat 500 в B-сегменте.

Всего за время производства в мире было собрано и продано  8 800 000 экземпляров Fiat Uno различных модификаций. Маленький итальянский автомобиль стал восьмой по популярности платформой в автомобильной истории, заняв место в одном ряду с Volkswagen Beetle, Ford Model T, Lada Riva (ВАЗ-2104,  ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107) и платформами GM.

Подпишитесь на «За рулем» в

18.12.2013
Поделиться: