Формула 1: триумф Хэмилтона и Mercedes
Накануне последнего гоночного уикенда этого года на титул по-прежнему претендовали оба пилота Mercedes. Математически. В реальности Нико Росбергу должно было как-то по-особенному повезти, чтобы Льюис Хэмилтон не добрался до финиша. Получилось наоборот. По сути, исход гонки стал ясен уже после первой трети дистанции. Несмотря на поул-позицию, Нико Росберг еще на старте упустил лидерство. Опередить напарника он смог бы только в случае непредвиденной ситуации, но она как раз приключилась с его автомобилем. На 25 круге гонки на Mercedes F1 W05 немца из-за поломки системы ERS начала падать мощность двигателя. Росберг смог продержаться в первой десятке еще более двадцати кругов, но отмашку финишным флагом увидел лишь четырнадцатым в общем зачете. За несколько минут до конца заезда команда предложила ему заехать в боксы, однако Росберг ответил отказом – в гонке, где решалась судьба титула, он должен был финишировать в любом случае.
Пилотаж Льюиса Хэмилтона в Абу-Даби лишний раз подтвердил, что англичанин действительно заслужил свой второй чемпионский титул. Справившись с эмоциональным напряжением, которое заметно сказалось на результатах квалификации, Хэмилтон провел один из лучших стартов в сезоне и за время заезда безошибочно преодолел все 55 кругов дистанции. Дополнительным преимуществом стало немного измененное «оперение» переднего антикрыла: на квалификацию и гонку была установлена его версия с четырьмя небольшими закрылками, которые позволяли лучше контролировать поток воздуха и направлять его под днище автомобиля. Такая версия тестировалась на свободной практике в Бразилии и показала, что время болида на круге улучшается на 0,3-0,4 секунды.Победа в Абу-Даби для Льюиса Хэмилтона стала 11-й в сезоне, состоящем из 19 этапов. Даже при пересчете на прежнюю, десятибалльную систему начисления очков англичанин стал бы обладателем второго чемпионского титула. Теперь он оказался в одном ряду с другими британскими чемпионами, кто завоевывал более одного титула: ранее таких достижений добивались лишь Грэм Хилл (1962, 1968 гг.), Джим Кларк (1963, 1965 гг.) и Джеки Стюарт (1969, 1971, 1973 гг.).
Не менее выдающихся результатов в сезоне добилась британская же команда Williams. Ее пилоты восемь раз поднимались на подиум, причем в Абу-Даби это удалось сделать сразу обоим: Фелипе Масса стал вторым, Вальттери Боттас – третьим. В Кубке конструкторов Williams заняла третье место, опередив Ferrari. Примечательно, что на финальный подиум в сезоне за наградой для команды поднялся Тото Вольф – одновременно руководитель Mercedes и акционер Williams, где запасным пилотом также является его супруга Сьюзи Вольф. Но главное, команда использует двигатели Mercedes, а значит, пьедестал в Абу-Даби получился исключительным для немецкого производителя.
Итальянская Ferrari, напротив, может снова сказать об этом сезоне, что его надо поскорее забыть. Помимо неудач в гонках и техническом противостоянии с соперниками, команда пережила несколько громких отставок. В апреле ушел Стефано Доменикале, в сентябре Лука ди Монтедземело, а сразу после Гран-при Абу-Даби было объявлено об очередной смене руководителя команды. Марко Маттиаччи, который возглавлял «конюшню» порядка семи месяцев, сменил на этом посту Маурицио Арривабене. Как поясняет официальный пресс-релиз команды, было решено «пригласить Арривабене в такой исторический момент для Скудерии и Формулы 1», когда она нуждается в человеке, который понимает не только саму Ferrari, но и механизмы спортивного менеджмента.
В любом случае и Маттиаччи, и Алонсо покинули Ferrari. Испанский пилот пока не объявил, в какой команде он будет выступать 2015 году. Но в боксах итальянской «конюшни» уже появился ее новый пилот: на официальные тесты, которые стартовали во вторник, остался Себастьян Феттель. По контракту он не может сесть за руль болида, но Феттель посчитал необходимым как можно раньше познакомиться с коллективом и присутствовать при подготовке к следующему сезону. На двухдневных тестах в Абу-Даби работают Кими Райкконен и Рафаэле Марчелло, участник Ferrari Driver Academy.
Финальный Гран-При для Red Bull Racing получился непростым. Команда решила рискнуть и установила на квалификацию антикрылья с подвижными пластинами, которые не подпадали под регламент. Техническая комиссия FIA за это дисквалифицировала команду и обязала заменить детали на допустимые, поэтому в воскресенье пилоты стартовали с пит-лейн. Потрясающую гонку провел Даниэль Риккьярдо, совершивший десяток обгонов и финишировавший на четвертом месте. Себастьян Феттель провел достаточно много времени за Кевином Магнуссеном (McLaren) и завершил заезд с восьмым результатом. Руководитель команды Кристиан Хорнер после гонки даже пошутил, что в будущем они могут отказаться от участия в квалификациях: «Неплохо, правда? Может быть, мы сразу начнем пропускать субботы, меньше стресса».
А вот будущему пилоту Red Bull Racing Даниилу Квяту в Абу-Даби не повезло: на 16 круге отказал двигатель на его Toro Rosso. Последняя гонка за «младших бычков» завершилась для россиянина досрочно и крайне обидным образом: в квалификации Квят показал седьмой результат, после дисквалификации машин Red Bull поднялся до пятого места, в начале гонки удержался на седьмой строчке, отбил атаки Вальттери Боттаса и шел примерно в том же темпе, что и Ferrari Кими Райкконена, но техническая поломка перечеркнула надежды на хороший результат.
Но, пожалуй, самым неожиданным в Гран-при Абу-Даби стало появление на стартовой решетке автомобилей Caterham. Накануне финального уикенда команда объявила, что благодаря фандрайзинговому проекту собрала практически всю необходимую сумму. После недельных переговоров было определено, что пилотировать болиды будут Камуи Кобаяши, действующий пилот «конюшни» в этом сезоне», и выпускник Мировой серии Renault 23-летний англичанин Уилл Стивенс. И если японец уже на 16-м круге свернул в боксы из-за возникших технических проблем, Стивенс довел свою дебютную гонку до финиша, заняв в ней 17 место. После Гран-при Абу-Даби команда осталась на двухдневные тесты, в первый день которых Уилл Стивенс показал шестой результат среди десяти участвовавших машин.
К сожалению, к финишу сезона с дистанции сошла одна команда, причем выступающая под российской лицензией: Marussia так и не удалось найти средств, чтобы выступить в последней гонке. Пока нет и позитивных новостей о здоровье ее пилота Жюля Бьянки, хотя последние сообщения обнадеживают: гонщика перевезли во Францию, сейчас он находится рядом с домом, в госпитале Ниццы, его вывели из состояния медицинской комы, и он может самостоятельно дышать, хотя по-прежнему остается без сознания, в тяжелом состоянии.
Начавшееся межсезонье обещает принести еще целый ряд сюрпризов. Пока не объявлен состав пилотов McLaren – команда обещает это сделать после 1 декабря, нет ясности с судьбой Caterham и Manor F1 Team, на место в Toro Rosso претендует сразу несколько гонщиков, продолжаются обсуждения технического регламента. Так что несколько месяцев между сезонами Формулы 1 точно не будут скучными. Первая гонка 2015 года запланирована на 15 марта.
Личный зачет, очки
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 384 2. Нико Росберг (Mercedes) – 317 3. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 238 4. Вальтерри Боттас (Williams) – 186 5. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 167 6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 161 7. Фелипе Масса (Williams) – 134 8. Дженсон Баттон (McLaren) – 126 9. Нико Хюлькенберг (Force India) – 96 10. Серхио Перес (Force India) – 59 11. Кевин Магнуссен (McLaren) – 55 12. Кими Райкконен (Ferrari) – 55 13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) – 22 14. Роман Грожан (Lotus) – 8 15. Даниил Квят (Toro Rosso) – 8 16. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 2 17. Жюль Бьянки (Marussia) – 2 18. Адриан Сутиль (Sauber) – 0 19. Маркус Эрикссон (Caterham)– 0 20. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) – 0 21. Макс Чилтон (Marussia) – 0 22. Камуи Кобаяши (Caterham) – 0 23. Уилл Стивенс (Caterham) – 0 24. Андре Лотерер – 0
Кубок конструкторов, очки
1. Mercedes – 701 2. Red Bull Racing – 405 3. Williams – 320 4. Ferrari – 216 5. McLaren – 181 6. Force India – 155 7. Toro Rosso – 30 8. Lotus – 10 9. Marussia – 2 10. Sauber – 0 11. Caterham – 0