Падение авторынка в России перетряхнуло дилерские сети
Изучив изменения на дилерской карте России, произошедшие к ноябрю, аналитики «Автостата» сообщают, что к настоящему моменту в стране работает 4075 дилерских центров – на 124 больше, чем в 2013-м.
В течение года, согласно данным отчета АА «Автостат» «Дилерские сети автопроизводителей РФ», свою деятельность свернули 64 центра – 44 российских марок и 20 в секторе массовых иностранных. На смену им пришли 189 новых предприятий, среди которых 27 ДЦ премиум-брендов и 161 – китайских автопроизводителей.
«Китайцы», как отмечают аналитики, по числу дилерских центров в России уже опередили отечественных автопроизводителей: общий счет – 668 против 667. При этом самая большая дилерская сеть в России по-прежнему у АВТОВАЗа (382). Среди иностранных марок по численности дилеров первые места занимают Renault (167), Kia (161) и Chevrolet (160).
По данным «Автостата», за пятилетку в России почти в полтора раза – с 319 до 464 – выросло количество дилерских центров в сегменте премиум. Продажи автомобилей этой категории в настоящее время в 2 раза выше, чем в докризисном 2008 году, и не отстают от прошлого года, когда в России было реализовано около 180 тысяч автомобилей класса премиум.
«Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен, – говорится в сообщении «Автостата». – В последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5-10%. Наибольший прирост в текущем году показали дилерские сети Renault (+13) и Volkswagen (+14)».
Неплохой прирост, в отличие от Fiat и Daewoo, демонстрируют дилерские сети Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet. Формирует свой дилерский корпус новый японский бренд Datsun.
Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», по просьбе «За рулем.РФ» прокомментировал ситуацию на авторынке:
«2015 год будет сложным для дилерского сообщества. Уже сейчас мы можем сказать, что с 1 января с рынка уйдут 24 дилерских центра SEAT – марка прекращает работу в России. Хочется верить, что все они будут перепрофилированы для работы с другими брендами. Но 100%-ной уверенности, что будет так, у нас нет, – это будет очень сложно сделать.
В следующем году снижение численности участников рынка может происходить по следующим причинам. Первая – уход марки из России, как в случае с SEAT. Вторая – банкротства из-за снижения продаж и объемов сервисных услуг. Еще один вариант развития событий – слияния и поглощения. Точный прогноз дать сложно, но есть вероятность, что речь может идти о десятках, а возможно и сотнях дилерских предприятий».
Падение продаж на российском авторынке, которое началось в 2014 году, отразится и на дилерской сети: уже до конца года, как сообщал ранее «Интерфакс», число точек продаж и обслуживания автомобилей, по мнению экспертов и участников рынка, может уменьшиться примерно на 500 единиц.
Динамика дилерских сетей
Данные АА «Автостат»
Данные АА «Автостат»