Russian Endurance Challenge: первый эндуранс на Moscow Raceway
Важное – потому что уже порядка десяти лет в России не проводились гонки на выносливость: последнее событие прошло на «Невском кольце». Из всех предыдущих попыток не сложилось вырастить постоянную серию. Причина вполне понятна – отсутствие спонсоров. Однако интерес к эндурансу в стране растет, все больше пилотов и команд выезжают в Европу и США, где выходят на старт международных серий. В том числе SMP Racing и G-Drive Racing, которые весьма успешно выступают в FIA WEC.
Ниша «длинных гонок», которая долго пустовала, когда-то обязательно должна пополниться новым соревнованием. Им и стала 4-часовая гонка Russian Endurance Challenge (REC). Пока – пробный шар, эксперимент, который должен был выявить, кто из пилотов и команд заинтересован в этом виде автогонок.
Оказалось, многие. Регламент REC 2015 допускал к участию много разных классов, которые обычно не встретишь вместе на одной трассе: Porsche Cup Challenge, Mitjet 2.0, РСКГ (Туринг, Суперпродакшн, Туринг-лайт, Национальный), MCGP (Москвич, ВАЗ классика, Волга), RHHCC (Super-race, warm-race, awd-race, hot-race, citi-light), спортпрототипы (CN 2.0, Lada Revolution), Ferrari Challenge, Lamborghini Blanсpain. А поскольку желающие обращались вплоть до самой гонки, организаторы решили вводить новые классы, не указанные в регламенте изначально. Главным условием было соответствие техническим требованиям.
На старт первой 4-часовой гонки Russian Endurance Challenge вышли 15 экипажей в составе из 44 пилотов. Согласно регламенту, каждый гонщик мог находиться за рулем автомобиля не менее 45 минут и не более 2 часов, то есть экипаж должен был состоять из двух-четырех человек. Правила допускали замену автомобиля по ходу заезда, главное – на машину такого же класса. А сами пилоты должны были меняться во время обязательных пит-стопов. Дозаправка автомобилей проводилась в специально отведенной для этого зоне, поскольку на Moscow Raceway пока нет оборудования для произведения дозаправок прямо в боксах. Впрочем, выделенных пяти минут на обязательный пит-стоп командам вполне хватало, даже самым неопытным, которые участвуют в любительских заездах вроде тайм-аттак.
Список допущенных до гонки пилотов радовал по-настоящему – каких только имен в нем не встретишь: Владимир Черевань и Андрей Артюшин, Владимир Удаленков и Олег Квитка, Михаил Ухов и Тимур Тимерзянов… Да, даже чемпион Европы по ралли-кроссу решил попробовать себя в эндурансе! Принять участие в REC его пригласил Илья Кашин, джентльмен-драйвер, участник классических ралли и кольцевых гонок, владелец команды Carville Racing. Вместе с Натальей Гольцовой и Андреем Масленником они вчетвером составили экипаж ВАЗ-2101.
Техника тоже разная: автомобили РСКГ, «классика», участники RHHCC, два спортпрототипа. Один – Ligier js53 Evo 2, «младший» брат прототипа G-Drive Racing, на котором выступает Роман Русинов в FIA WEC. Его пилотировали мастер спорта международного класса и спортивный директор Moscow Raceway Михаил Ухов и журналист Алексей Жутиков. К сожалению, красовался оранжевый красавец на трассе недолго – по истечении первого часа гонки команда зазвала болид в боксы и уже больше не выпустила на трассу. Зато второй прототип белого цвета благополучно добрался до финиша, причем на лидирующей позиции – как в своем классе (после схода Ligier он, логично, остался один), так и в абсолютном зачете.
Интересно, что этот прототип под названием Феникс FR 01 полностью российской разработки и сборки. Над его созданием трудился известный конструктор Игорь Ермилин. Феникс появился в 2006 году, вызвал большой интерес в среде автоспортивной общественности, но так и не смог выйти на старт полноценной гонки – только тесты и трек-дни.
4-часовая гонка Russian Endurance Challenge стала для него боевым крещением. И автомобиль выдержал его с честью – за это время на нем не возникло поломок, если не считать небольших проблем с педалью газа под конец заезда, с которыми опытный пилот Илья Буренко смог справиться, подстроив собственный стиль пилотирования. За отведенное на заезд время Феникс FR 01 преодолел 111 кругов.
Другое детище Игоря Ермилина – Москвич 412, копия кольцевого автомобиля 1975 года, подготовленный по техническим требованиям международной группы 2. О нем журнал «За рулем» уже рассказывал в 8 номере этого года. Выставить «классику» на длинные гонки – смелое решение, ведь обычно она участвует в спринте. И все же Москвич не подвел: несмотря на технические остановки в боксах, добрался до отмашки клетчатым флагом, в общей сложности преодолев 77 кругов.
И хотя Russian Endurance Challenge собрал пятнадцать разных машин, как и во всех гонках, борьба между ними была. «Одноклассники» из РСКГ и RHHCC соперничали за секунды на круге, поскольку знали, что любое промедление в боксах во время технических остановок будет означать потерянное преимущество. Особенно любопытно было наблюдать за работой механиков профессиональной гоночной команды B-Tuning, ведь в гонке участвовало сразу два ее автомобиля, а значит, соперничество неизбежно. Впрочем, даже три автомобиля – третий Volkswagen Polo использовала команда «Зенит Моторспорт» для экипажа в составе Сергея Коронатова и Анны Александровой.
И в этом очном противостоянии машин команды B-Tuning на трассе лучшим оказался экипаж Степана Крумилова / Ивана Кибальчича. Их Volkswagen Polo за четыре часа прошел 108 кругов – всего 3 круга отставания от лидера! – и занял третье место в абсолютном зачете.
Среди участников RHHCC лучшим стал экипаж Станислава Сидорука / Андрея Муковоза / Ивана Демуха / Дмитрия Заболонского (Renault Logan): за четыре часа они прошли 97 кругов дистанции. К сожалению, не смог навязать им борьбу «одноклассник» Subaru WRX STI команды Kramarmotorsport (Алексей Веременко / Вахтанг Димитрадзе) – на такой длинной дистанции как раз подвела надежность, а ведь скорость была: в квалификации автомобиль стал вторым, сразу позади прототипа Ligier.
Всего до финиша Russian Endurance Challenge добралось одиннадцать машин, пусть и с длительными остановками в боксах на ремонт, – очень хороший результат для гонок на выносливость, вполне сравнимый со статистикой зарубежного эндуранса. Если даже не лучше.
Энтузиазм участников, искренняя радость от победы и пожелания провести следующую гонку как можно скорее – главные доказательства того, что первый эндуранс Russian Endurance Challenge удался. Да, есть над чем работать, есть что улучшать и что нового внедрять, и это естественный процесс при создании новой серии. Организаторы REC надеются, что в 2016 году удастся повторить подобные соревнования, может быть, даже провести несколько гонок. А в самых смелых мечтах, конечно, регулярные сезоны целой серии Russian Endurance Challenge.