Росавтодор считает, что система «Платон» работает, дальнобойщики — что она провалилась
Выступая перед журналистами, руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт бодро отрапортовал, что более 600 тыс. перевозчиков уже зарегистрированы в системе взимания платы «Платон», и за первые 10 дней собрано 488 млн рублей, которые направят в дорожные фонды.
Он отметил, что зарегистрирована бОльшая часть перевозчиков, так как из 2 млн автомобилей, подпадающих под действие системы, порядка 600 тыс. освобождены от оплаты (спецтранспорт, военные машины, автомобили МЧС и т. д.). Не стоит забывать, что есть зарегистрированные транспортные средства, которые не используются, так как находятся в неисправном техническом состоянии или вовсе подлежат списанию и т. д. Если подводить итог — реальных ТС грузоподъемностью от 12 тонн около миллиона, из них уже встали на учет около 600 тысяч, то есть больше половины.
Чиновник не стал отрицать, что у «Платона» есть некоторые проблемы, но лишь потому, что наша страна не имеет аналогов в мире по протяженности дорог. В начале работы система подверглась мощной ddos-атаке, когда в секунду пытались зарегистрироваться до 2 млн пользователей, но с этим удалось справиться. Были сбои из-за плохого Интернета в Смоленской области, но проблему также удалось решить, направив туда менеджеров с планшетами, которые на месте регистрировали автомобили. Кроме того, заключен договор с оператором Qiwi и более 80 тыс. терминалов готовы принимать платежи в дополнение тем пунктам оплаты, которые есть у «РТ-Инвест Транспортные Системы» — разработчика проекта. Из 200 тыс. имеющихся в наличии бортовых устройств, которые используются для взимания платы, 180 тыс. уже выданы. Завод в Санкт-Петербурге, который производит эти устройства, каждый день выпускает до 50 тыс. штук, так что в скором времени ими будут обеспечены все желающие. Акции дальнобойщиков местами действительно проходят, но масштаб их не стоит преувеличивать, да и бастуют, в основном, небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Бортовые устройства работают исправно, в целом брака выявлено менее 0,01%. Что касается возможной инфляции, которую могут спровоцировать введение и обкатка системы на первом этапе, то, по мнению Минэкономразвития, она не должна превышать 0,1%.
Представитель разработчика системы «Платон» Антон Замков отчитался, что компания усилила работу, менеджеры перешли на круглосуточный режим обслуживания, и все транспортные компании и частные перевозчики, которые проявили интерес и «попытались вникнуть», в системе успешно зарегистрировались. Снятые с автомобилей лишние деньги в счет оплаты в трехдневный срок возвращены на счета компаний, так что по большому счету претензий к работе системы нет. Другое дело, что не все еще разобрались, как она работает, есть те, кто саботирует систему, даже не пытаясь в ней зарегистрироваться, и должно пройти какое-то время, чтобы все успокоилось и пошло по накатанным рельсам. На это он отвел около месяца.
Совершенно иной точки зрения придерживается председатель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Он усомнился во всех приведенных цифрах и данных, объяснив, что ежедневно общается с водителями, и то, что хорошо на словах, на практике оборачивается нарастанием социальной напряженности и массой нерешенных проблем. Так, по сообщениям из регионов (есть подтверждающие документы), система постоянно дает сбои, списывает и не возвращает деньги, в местах со слабым Интернетом зарегистрироваться невозможно вовсе. 600 тыс. зарегистрированных машин — эта цифра вызывает у него сомнения. Многие компании действительно регистрируются, но не выходят в рейс, опасаясь крупных штрафов. Метания правительства сначала с уменьшением тарифа с 3,73 до 1,53 рубля, потом со взиманием штрафов, которые сначала установили до 1 млн рублей, потом за две недели снизили до 5 тыс. рублей, также не добавляют уверенности в жизнеспособности системы. Ясно пока только одно, отмечает активист — «Платон» не доработан. Это признал недавно и Герман Греф, отметивший, что даже сниженный тариф подстегнет инфляцию в стране на 1,53%. Как утверждает Войтко, это цифра гораздо выше — около 2,5%. Неясно также, куда дойдут собранные деньги, если вообще дойдут. До дорог ли? Потому что при нынешнем тарифе — 1,53 рубля — система становится нерентабельной, собранных денег хватит лишь на возврат вложенных инвестиций (29 млрд руб.) и функционирование самой системы. Тогда неясно, ради чего вообще все затевалось. Есть еще довольно любопытные цифры, которыми все любят оперировать — ущерб, наносимый дорогам одной фурой равен вреду от 40 тыс. до 60 тыс. легковых автомобилей. Позже эта цифра выросла до 80 тыс. легковушек. Но до сих пор никто не представил доказательств, не рассказал, кто и по какой методике высчитывал этот ущерб.
Разошлись мнения сторон даже по вопросу, сколько и каких грузов перевозят 12-тонники в нашей стране. Так, Роман Старовойт считает, что доля транспортных средств, перевозящих продукты в парке большегрузных автомобилей, составляет всего 8,5%, по данным Валерия Войтко, — более 26%.
Таким образом, договориться сторонам не удалось, конфликт не исчерпан. Как дальше будут развиваться события, предстоит увидеть. В интервью корреспонденту «За рулем.РФ» Валерий Войтко отметил, что акции дальнобойщиков, по его сведениям, продолжатся.