Минэкономразвития: система «Платон» требует доработки
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в интервью газете «Ведомости» дал оценку системе «Платон». Этой оценки ждали с нетерпением, так как слухи о том, насколько введение платы с большегрузных автомобилей может подстегнуть инфляцию, ходят разные. Так, Росавтодор оценивал инфляционный риск в 0,1%, глава Сбербанка Герман Греф — в 1,5%, а сами грузоперевозчики называли цифры от 3 до 10%.
Улюкаев отметил лишь, что вклад «Платона» в инфляцию будет минимальным. На его взгляд, стоит обратить внимание на то, что системе требуется донастройка. Сначала нужно было все «отладить, испытать, а потом вводить».
Министр отмечает, что гораздо хуже, что введение системы меняет условия для очень широкого круга бизнеса.
Чиновник отмечает, что каждый раз, когда государство стремится получить маленький выигрыш, в итоге рушится система экономических отношений. Тем хуже, что происходит это во время экономической стагнации. Он рассказал в интервью, что сначала правительство хотело приостановить эти новые квазиналоговые платежи. Потом решили установить тариф на минимальном уровне (меньше рубля), чтобы просто обкатать систему. В итоге получилось то, что получилось.При этом министр признался, что альтернативных способов пополнения Дорожного фонда сейчас никто не рассматривает.
Ранее глава Росавтодора Роман Старовойт признал, что система сбора платы испытывает сложности. Сейчас ведомство проводит проверку работы концессионера («РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). За каждое нарушение — сайт не работает, большое время ожидания колл-центра, жалобы на некорректные списания с лицевого счета и так далее — предусмотрен штраф. После окончания проверки Росавтодор обещал известить пользователей о ее результатах.
Мы обратились за комментариями в компании, занимающиеся грузоперевозками.
, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, отмечает, что его компания поддерживает инициативу взимания платы с большегрузного транспорта в счет возмещения вреда дорожного полотна — качественные дороги нужны перевозчикам. Сумма самой платы, на его взгляд, сейчас приемлемая. А вот к работе системы действительно есть нарекания. Из-за сбоев в первые три дня после ее запуска возник транспортный коллапс: машины не отправлялись в рейсы, был образован искусственный дефицит транспорта, что привело к удорожанию стоимости перевозок. Вместо прогнозируемого увеличения тарифа на 4-6% рост составил в среднем 10-20%. Он отмечает, что и сегодня система продолжает давать сбои: некорректное списание средств, периодическая недоступность функционала сайта и т.д. Хотя в целом удалось достичь существенного прогресса. Он отверг обвинения некоторых СМИ, что крупные компании не вмешиваются в конфликт и лишь наблюдают за ним со стороны.
, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК», отмечает, что еще в 2014 году специалисты прогнозировали, что введение платы за проезд негативно скажется на удержании инфляции, а ведь сейчас ее сдерживание для нашей страны в зоне приоритетов. С его точки зрения, было бы логичнее развивать регулирование сбора с автовладельцев через уже имеющийся механизм акциза на топливо – он достаточно справедлив, его легче контролировать и собирать. К тому же запуск «Платона» потребовал серьезных инвестиций, в том числе от владельцев транспорта – а у них сейчас не самые легкие времена. Он отмечает, что при стоимости оплаты проезда в 1,53 руб./км себестоимость грузоперевозки у крупных транспортных компаний может увеличиться примерно на 4-6%, а у небольших – на 10% и более. А вот при размере платы свыше 3 руб./км себестоимость автоперевозки даже у крупных компаний повысится примерно на 10%, что в итоге негативно скажется на удержании инфляции.