Автодилеры: никто не знает, сколько новых автомобилей на самом деле продается в России
Спад экономики отразился на всех ее отраслях, ощутимо болезненным он стал для авторитейла. Сегодня в отрасли автопродаж насчитывается более 1000 дилеров, 3800 дилерских центров, 300 собственников, которые вложили в предприятия малого и среднего бизнеса более 15 млрд рублей. По утверждению РОАД, авторитейл — это на 98% малый и средний бизнес, о котором сегодня, правда, только на словах, так печется государство. Об этом журналистам на ежегодной пресс-конференции рассказал президент РОАД Владимир Моженков.
Он отметил, что власти страны сейчас заняли странную позицию: постоянно отчитываются, что с малым и средним бизнесом у нас все хорошо, он развивается и крепнет. «Это тот случай, когда не знаю, чему верить – ушам своим или глазам?» — сетует Моженков. Только за последний год закрылось около 700 дилерских центров, а кризис продолжается уже третий год.
Дутые цифры
В начале каждого года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) дает оптимистический и пессимистический прогнозы по продажам автомобилей, ни один из них в 2015 году не оправдался. Все оказалось гораздо печальнее, тем более что все цифры приблизительные, никто в стране не знает, сколько реально продано автомобилей, признаются дилеры. С большим недоверием относится сообщество к данным по продажам, предоставленным Ассоциацией европейского бизнеса. Та цифра, которую называет AEB, – 1 млн 601 тыс. шт. – не совпадает с данными регистраций, предоставленными «Автостатом», — 1 млн 400 тыс. шт. Куда делась эта разница в 200 тыс. авто? Часть машин ушли в страны ближнего зарубежья – Белоруссию и Казахстан, часть — в европейские страны: Швецию, Финляндию, Норвегию, но это не 200 тыс. автомобилей!
То есть производители предоставляют данные по показанным, а не реально проданным автомобилям. Так называемых «желтых машин» более 100 тыс. Дилеров вынуждают заниматься приписками, чтобы получить заветные бонусы. Таким образом, сетуют в РОАД, точных цифр по продажам нет сейчас ни у кого.
2
2
Падение спроса и помощь государства
Каждый третий автомобиль в прошлом году был продан по программам госсубсидий, 50 млрд рублей на поддержку авторынка государство обещает и в 2016 году. Это существенная поддержка: если бы не госпомощь, рынок 2015-го упал бы ниже миллиона проданных авто. В этом году даже с господдержкой дилеры ожидают снижения продаж на 15-20%. Зависит окончательная цифра от нескольких факторов: стоимости нефти на мировом рынке, доступности автокредитов и уровня зарплат граждан и действия санкций, наложенных на Россию. Дилеры констатировали, что кризис начался уже три года назад с падения спроса на автомобили, и дна пока не видно. Автоотрасль еще не нащупала дно, заявил глава РОАД Владимир Моженков, но дилеры рассчитывают, что в этом году оно все-таки будет найдено. В любом случае, поделив 1 млн 200 тыс. шт. прогнозируемых на этот год автомобилей на 3800 дилерских центров, получается чуть более 300 автомобилей «на нос» в год, а это означает, что еще многие автоцентры закроются.
РОАД в очередной раз напомнил, что один средний дилерский центр осуществляет 600 млн рублей налоговых платежей в год, из этой суммы только 50-100 млн — налог на заработную плату сотрудников. Закрытие дилерского центра автоматически сократит поступления в бюджет, а если они будут закрываться десятками? Только за прошлый год свое существование завершили около 700 дилеров. Тенденция начала этого года – 1-2 дилерских центра закрываются ежедневно.
В связи с этим дилеры предлагают:
Сделать лизинг для физических лиц цивилизованным, чтобы государство возвращало НДС, как во многих европейских странах. Тогда этот инструмент продаж станет даже более привлекательным, чем льготные автокредиты.
Разрешить тратить материнский капитал на приобретение автомобиля. Социальный сектор государства так и не дал вразумительного объяснения, почему этого нельзя делать.
Среди других инструментов, которые могли бы поддержать спрос на автомобили, называли параллельный импорт запчастей, снижение банковских процентных ставок на автокредиты, снижение в кризис налогового бремени на предприятия авторитейла, доход которых сейчас близок к нулевому.