Дилеры: снижение стоимости запчастей поможет выстоять бизнесу
Дилеры не хотят отказываться от идеи использования альтернативных запчастей. Сейчас они обязаны покупать автокомпоненты только у автопроизводителя, что справедливо для автомобилей, находящихся на гарантии, но при обслуживании постгарантийных машин делает обслуживание у официального дилера неконкурентоспособным. В результате после окончания гарантии автовладельцы уходят от официалов на более доступные частные сервисы. Многие и предпочли бы остаться, однако цены на обслуживание неновых машин кусаются. Понимают это и сами дилеры, только сделать ничего не могут. При этом складывается парадоксальная ситуация – владелец может приехать на сервис к дилеру со своими запчастями, и ему не вправе отказать, но сам дилер предложить альтернативные, а не купленные у автопроизводителя автокомпоненты, не имеет права, за это могут лишить не только бонусов, но и дилерства. Производители даже устраивают внезапные проверки, чтобы выявить на складах дилеров неучтенные запчасти.
Любопытно, что ФАС в этом вопросе поддерживает автодилеров, тем более что в европейских странах это разрешено. Более того, с недавнего времени параллельный импорт разрешен в Казахстане, благодаря чему стоимость запчастей снизилась в среднем на 40%. Против сами автопроизводители, которых поддерживает Минпромторг.
Как утверждают дилеры, наценка дистрибьютора в некоторых случаях может в несколько раз превышать стоимость запчасти, и отказываться от такого лакомого куска автопроизводители не хотят, как не хотят и снижать завышенные цены на запчасти.
Единственное, чего удалось добиться дилерам, это обещания правительства провести эксперимент с параллельным импортом.
Также на конференции прозвучало, что в условиях новой реальности дилеры осознали — на продажах столько, сколько раньше, заработать не удастся уже никогда. А следовательно, нужно перестраивать весь бизнес.
Так, необходимо увеличить долю автомобилей с пробегом, добиться разрешения применять альтернативные запчасти, предлагать другие цены на техобслуживание, добиться от страховых компаний предоставления кредитов, а от страховщиков – возможности страховать по разумным ценам подержанные автомобили.
Таким образом, единственный путь выживания на падающем рынке дилеры видят в изменении сегодняшней модели бизнеса, а самым перспективным направлением – продажу машин с пробегом. Этот рынок больше рынка новых автомобилей в три раза; маржинальность его выше; работать со складом подержанных автомобилей проще, так как его размер зависит только от объемов продаж; нет необходимости содержать тестовый парк; требуются небольшие затраты на оформление центра и обучение персонала и можно работать с большим количеством брендов.
Кроме того, дилеры полагают, что в текущих условиях необходимо развивать непрофильные проекты, такие как аренда автомобилей, создание сети автосервисов и автошкол при дилерских центрах и т.д.