Куда катится Citroen в России
Россия и мир
Управляющий директор Citroen в России Александр Мигаль начал за здравие: как оказалось, в мире дела у марки идут неплохо — прошлый год для всей группы PSA закончился хоть и небольшим, но плюсом в 1,2% (2 973 000 переданных клиентам машин). Локомотивом роста стали европейский и китайский рынки — КНР в 2015-м вышла на второе место в абсолюте французов.
Но то дела забугорные, у нас производители пляшут иначе. На общем фоне падения российского рынка на 35,7% (данные АЕБ) марка Citroen показала 72-процентную отрицательную динамику, реализовав за год лишь 5528 машин.
После паники конца 2014-го — начала 2015 года (девальвация рубля и рост кредитных ставок), которая негативно отразилась на бизнесе автопроизводителей в России в первом полугодии минувшего года, во второй половине года рынок стабилизировался на отметке 130 тыс. реализуемых в месяц машин всех марок, говорит г-н Мигаль. Разумеется, «поплыла» от этого сезонность — одним из самых удачных месяцев вопреки ожиданиям стал август. Как итог, рынок отскочил к показателям 10-летней давности.
Россияне, глядя на ценники на новые машины, стали все чаще обращать внимание на подержанные авто — этот сегмент для всех и для Citroen в частности стал слабым, но утешением.
Как и в предыдущие годы, львиная доля продаж марки (48%) пришлась на седан С4 калужской сборки. Другое дело, что в количественном выражении похвастать французам, увы, нечем — всего 2623 автомобиля, разъехавшихся по гаражам россиян. Напомним, цены на машину, старт продаж в России которой состоялся в июне 2013 года, начинались когда-то с отметки 579 тыс. руб. за версию с 1,6-литровым 115-сильным бензиновым мотором под капотом и 5-ступенчатой механикой. Таким образом, седан вполне мог оказаться по карману потенциальным владельцам, годовой доход которых, по подсчетам маркетологов Citroen, составляет 720 тыс. Но последовавшие события внесли коррективы в эти расчеты.
Калужское производство
Отчасти смикшировать рост цен могла дальнейшая локализация сборки седана, но и она застопорилась. На момент запуска она составляла 34%: в нашей стране расположившимся по соседству с калужским «ПСМА Рус» предприятием Faurecia для автомобиля производились обивка дверей, центрального тоннеля и торпедо, а также коврики. Арматура для сидений, бензобак и выхлопная система в автомобиле тоже были российские. Прочие комплектующие в С4 — аргентинские и китайские. С тех пор ситуация практически не изменилась, но, как и прежде, французы не теряют надежд производить половину деталей для седана в нашей стране. Случится это, по словам г-на Мигаля, к концу 2017 года.
В настоящее время на заводе «ПСМА Рус» происходит оптимизация бизнес-процессов — менеджеров из-за рубежа сменяют россияне. Г-н Мигаль напомнил, что, по мнению главы PSA Peugeot Citroen Карлоса Тавареса, местные управленцы лучше знают нюансы рынка, поэтому в концерне ожидают большей эффективности от их работы. Кроме того, глава марки в России намекнул на то, что французы изучают возможности сборки новых моделей на калужском конвейере, который из-за низкого спроса на выпускаемую продукцию (помимо Citroen C4 здесь производят Peugeot 408, Mitsubishi Outlander и Pajero Sport) недавно вынужден был перейти на четырехдневную рабочую неделю (такой график сохранится до лета). Каких именно, станет известно в ближайшее время после подробного изучения рыночных реалий.
Вторым самым продаваемым Ситроеном на российском рынке стал Jumper — 786 реализованных фургонов и микроавтобусов. А замкнул тройку Berlingo Multispace и Fourgon — 526 проданных «каблучков».
У выделенной в отдельное направление марки DS дела тоже ни шатко ни валко. От топовой модели DS5 ранее пришлось отказаться по причине мизерных продаж, поэтому ставку остается делать лишь на хэтчбеки DS3 и DS4. По словам г-на Мигаля, его команда в настоящий момент анализирует различные стратегии перезапуска марки в РФ, после чего предпримет повторное наступление.