Плата за въезд: бредовая идея или близкое будущее?
Платный въезд в центры городов и взимание денег за передвижение по отдельным муниципальным участкам могут стать реальностью. Эти нормы прописаны в правительственном законопроекте «Об организации дорожного движения». И хотя вчера депутаты не стали рассматривать законопроект в первом чтении, отправив его на доработку, осенью уже обновленная Госдума к нему вернется. Так как появилась эта норма в неплохом, в общем-то, законопроекте, есть ли шанс воплотить ее в жизнь?
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту Виталия Ефимова, в России до сих пор нет закона об организации дорожного движения, поэтому правительство инициировало его принятие. А то, что вызвало всеобщий ажиотаж, это лишь несколько строчек в пункте 9 данного законопроекта. В целом законопроект нужный и ко времени, но отдельные его пункты необходимо доработать. Поэтому Комитет по транспорту рекомендовал его к рассмотрению в целом, но вот эта конкретная норма у многих вызывает вопросы, поэтому уже в первом чтении она будет доработана. По мнению депутата, чтобы ограничить движение, совершенно не нужно вводить плату, есть масса других способов.
Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев полагает, что закон об организации дорожного движения необходим, но платный въезд вообще не имеет отношения к организации движения. Понятно, что местным бюджетам не хватает денег, а проще всего их взять с автовладельцев. Разумеется, против регионы голосовать не будут. Перед выборами депутаты не станут принимать непопулярных решений, поэтому и отложили законопроект до «лучших времен», то есть переложили его на новый состав Думы.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин отметил, что вводя эту норму, составители руководствовались международным опытом. Так, в Сингапуре платный въезд существует уже на протяжении 40 лет, есть опыт Лондона и Милана. Платный въезд вводят не от хорошей жизни, а для решения накопившихся в городе транспортных проблем. Мера эта непопулярная, и в городах, где это уже введено, тоже было социальное напряжение и выступления автовладельцев, но практика демонстрирует положительный эффект данной нормы. При этом платное ограничение нужно рассматривать как крайнюю меру. Речь идет об ограничении в определенные часы, в отдельных частях города и т.д. Хотя есть и более жесткие меры ограничения дорожного движения, например, розыгрыш автономеров, как в Пекине и Шанхае, введение системы чет-нечет и т. д.
Председатель Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов напомнил, что при Лужкове, еще в 1998 году, был введен платный въезд для грузовых автомобилей в пределы малого кольца Московской железной дороги. Но в 2000 году профсоюзу дальнобойщиков удалось достучаться до Генпрокуратуры, которая признала его противоречащим Федеральному закону. Теперь же платный въезд собираются узаконить, чего никак нельзя допустить, так как это приведет к усилению социальной напряженности, ведь даже обсуждения этой темы раздражают народ.
Член комитета Госдумы по вопросам собственности Владимир Родин отметил, что власти под шумок хотели провести непопулярную норму, пользуясь тем, что людям некогда изучать законопроекты, а ведь платный въезд - всего лишь несколько строчек в объемном документе, который еще нужно дочитать до конца. Но каким-то образом это выплыло на поверхность и сразу же всколыхнуло общество. И хотя прописано, что мера эта крайняя и может быть введена в исключительных случаях, никто уже словам не верит. Когда ввели платные парковки в центре Москвы, никто особо не протестовал, тогда казалось, что это действительно спасет задыхающийся центр. Но очень быстро, несмотря на протесты автовладельцев, платные парковки добрались до МКАДа, при полном молчании федеральной власти.
Он полагает, что норма эта недопустимая и приведет к перегибам на местах.
Фото: Артем Коротаев/ТАСС, «За рулем.РФ»